1. Какие качества отмечает Чокан Валиханов как автор? 2. Почему всегда важно оставаться с человеком? 3. Что было правдой для Чокана Валиханова? 4. Подумайте, а в вашей жизни есть люди, которые живут в гармонии с хорошими мыслями, хорошими словами и добрыми делами?
Это случилось в Батавии. В ночь накануне Рождества Христова катер с клипера "Забияка" дожидался офицеров, бывших на берегу. Было очень тихо и безлюдно. Матросы вспоминали Россию, любовались звездным небом. Вдруг они увидели в воде отвратительную голову плывущего крокодила. И в это же время услышали доносившийся с берега детский плач. Два матроса, выскочив ИЗ катера, побежали по берегу на плач ребенка. Они увидали крошечного черномазого мальчика в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке. Около него никого не было. Они взяли ребенка принесли его на катер. Мальчика покормили и он заснул. Немного погодя катер, дождавшись офицеров, Отчалил от берега. Наутро доложили происшествии капитану, и он разрешил оставить мальчика на клипере, пока клипер простоит в Батавии. то же время он дал знать о ребенке губернатору, и маленького малайца обещали поместить в приют.Неделю прожил маленький найденыш на клипере. Мальчику сшили костюм и обули. И когда полицейский чиновник приехал за мальчиком, матросы просили у капитана разрешение оставить найденыша на клипере. Капитан не Согласился.
Запорожская сечь, описанная Н.В. Гоголем в его знаменитом произведении "Тарас Бульба", располагалась на острове Хортица. На самом деле как раз на Хортице на самом деле сечи во времена казачества никогда не было, но Гоголь описал ее так мастерски, что писателю невозможно было не поверить. Кстати, теперь Сечь там стоит - это музей под открытым небом.
Козацкая "сечь" - это уникальное военное поселение. Сечи были скорее постоянными военными лагерями, чем населенными пунктами. Там жили казаки, задачей которых было оборонять южные границы Российской империи от набегов кочевников и принимать участие в военных походах. Нередко и сами казаки ходили "за добычей".
Женщины на саму Сечь не допускались. Они жили вне сечи, как и многочисленные крестьяне (козаки их называли гречкосеями) и ремесленники. В предместье Запорожской Сечи находились пекарни, лавки, шинки, кузницы и прочие необходимые для жизни многочисленных казаков заведения.
Запорожцы верили в бога, молились в церкви, которая стояла на территории Сечи. Однако, несмотря на религиозность, среди казаков пользовались уважением и авторитетом так называемые "характерники" - ведуны, целители. Им приписывали сверхъестественные способности. В частности, характерником считали легендарного казака Мамая.
Сама Сечь делилась на курени; в каждом был куренной атаман, который руководил своим куренем, но подчинялся общему атаману. Атаман выбирался из запорожских казаков на общем собрании. Там же решались все важные вопросы.
Законы Сечи были очень жесткими. Преступления карались жестоко: например, убийцу заживо зарывали вместе с убитым. За воровство привязывали к позорному столбу, а проходящие мимо били вора палкой. Иногда вору отрубали руку - "по басурманскому обычаю".
У запорожского казачества был свой кодекс чести, да и к смерти они относились не так, как мы сейчас. Дух товарищества и патриотизма бы очень силен в казаках. Каждый казак понимал, что он может погибнуть в сражении любой момент - это было само собой разумеющимся. Так же само собой разумелось то, что все казаки - почти братья: никогда не знаешь, кто будет прикрывать тебе спину в бою. Именно поэтому для казака предательство, измена были непростительны. "Нет уз святее товарищества",- говорит Тарас Бульба.