1.Какие отношения связывают поэта и толпу? Как, по мнению поэта, нужно реагировать на похвалы и смех толпы? 2.Проследите, как развивается содержание сонета. Можно ли его подчинить классической схеме: тезис - развитие тезиса - антитезис - синтез?
2.Какие качества, по мнению Пушкина, должны быть присущи истинному поэту? 3.Что ему необходимо для творчества? Какая поэтическая лексика характерна для описания душевного мира поэта? Почему награда за поэтический труд в нем самом?
4.Какой изображена толпа? Почему она реагирует на труд поэта «в детской резвости»? Какая лексика характерна для изображения толпы?
5.Что подчеркивает вопросительная интонация в первом терцете сонета? Какое настроение придает тексту обилие глаголов в повелительном наклонении?
6.Почему народная любовь ассоциируется в сознании поэта с образом толпы?
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен;
Молчит его святая лира;
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней он.
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы…
Смысл цитаты заключается в том, чтобы напомнить человеку, что умение прислушиваться к своей совести - очень важно. Человек может действительно серьёзно оценивать ситуацию и себя только в том случае, если постигнет мораль, другими словами - совесть человеку на всём жизненном пути. И когда человек постигнет совесть, сможет постигать прекрасное и понимать последсвтвия поступков - будет понимать разницу между "добром" и "злом", он сможет сознательно контролировать свои поступки и извлекать вывод, но делать это должен не один человек, а все, и каждый человек в целом в цитате отображается как "народ".
Начинается былина "Три поездки Ильи Муромца" с того, что русский богатырь оказался на распутье у трех дорог и обнаружил камень с тремя предсказаниями. Одна дорога сулила ему скорую смерть, вторая - личное счастье, а третья - несметные богатства.
Храбрый богатырь начал обход дорог с самой опасной, с той, что обещала ему погибель. И действительно, встреча с разбойниками могла оказаться для Ильи Муромца фатальной, но на то он и богатырь, чтобы врагов побеждать. Справился Илья с разбойниками, вернулся к камню, исправил надпись и отправился поочередно по другим дорогам.
Одна дорога привела его к лживой и коварной красавице-девице, но Муромец не поддался её чарам. Он разоблачил её козни, а затем освободил двенадцать богатырей и вернулся к камню.
Исправив надпись, Илья отправляется третьей дорогой и действительно, обнаруживает подвалы с богатствами. Но злато и серебро его не прельщают и он все найденное отдает обездоленным и нуждающимся людям.
Главная мысль былины состоит в том, что настоящий русский богатырь живет лишь защитой родины от врагов и людей. Для таких людей богатство и девицы-красавицы стоят на втором месте. А на первом у Ильи Муромца - защита народа, отстаивание правды и слабым, сиротам и нищим. Главное призвание богатырей - защищать свою землю от врагов и давать людям возможность спокойно жить.