1. Какие термины нужно знать, чтобы понять басню? 2. Назовите аллегорические образы в прочитанных вами баснях. Напомним, аллегория – это иносказание, изоб- ражение отвлеченного понятия при конкретного образа. Известны старинные аллегории: весы - право- судие, крест - вера, сердце - любовь. 3. Приведите примеры олицетворений в баснях Крылова. Найдите олицетворения в народных сказках, песнях. 4. Из басен «Любопытный», «Ларчик», «Ворона и Лисица», «Осел и Соловей» взяты приведенные ниже строки, которые являются их моралью
Сюжет стихотворения - карательная операция, расстрел фашистами мирных жителей, женщин и детей. Свое отношение к происходящему поэт отразил в самом названии стихотворения: «Варварство». Не только автору противно происходящее, но и сама природа восстает против этого варварства: на землю опустились тучи, «плакали… реки», «в ярости рыдала мать-Земля», «солнце скорбное в последний раз детей поцеловало». Героиня и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты, и оба осознают это. Что же может быть страшнее этого состояния? Мать утешает сына в последние мгновения жизни, в последний раз она дарит ему свою нежность и любовь: Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно. Закрой глаза, но голову не прячь, Чтобы тебя живым не закопал палач. Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. Мать и дитя - это, по мысли поэта, есть то, что свято и незыблемо. Мать - это вечный символ природы, жизни, детям же принадлежит будущее. Фашисты стремятся уничтожить и будущее, и саму природу. И земля не в силах вынести этот позор, «варварство такое». Стихотворение имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается оно мотивом гибели беззащитных людей, смерти матерей с детьми. Поэт использует свободную строфику, различные средства художественной выразительности: эпитеты: «бессильных женщин», «мутный дождь», «солнце скорбное», «мощный дуб», олицетворение: «плакали, как дети, реки…», «солнце скорбное… детей поцеловало…», «И в ярости рыдала мать-Земля…», инверсию: «Гневно бушевала Его листва…», сравнение: «Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи», анафору: «Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!».
Фазиль Абдулович Искандер в своём творчестве нередко рассуждает о философских во которые на самом деле определяют нашу с вами жизнь и задают определённую систему ценностей для каждого человека. В его рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс смыслов.
Действие рассказа происходит в годы Великой отечественной войны. Перед читателем рисуется жизнь обычной школы. Главный герой – ученик 5 «Б» класса, который не смог выполнить домашнее задание в виде решения задачи по математике. Мальчик боится своего учителя и решает всячески повлиять на то, чтобы урок не состоялся прогулять? Нет, занятия Харлампия Диогеновича пропустить было нельзя. Поэтому герой решается уговорить школьного врача и медсестру провести в их классе вакцинацию, заняв большую часть урока. Его задумка успешно реализуется, но вот учитель разгадывает корыстные планы своего ученика и называет его уловки «тринадцатым подвигом Геракла».
Сюжетная композиция строится на приёме ретроспекции. Читатель знакомится с событиями произведения со слов уже взрослого рассказчика, который является главным героем и тем самым мальчишкой, не решившим пресловутую задачку по математике. Получается, что весь рассказ – это воспоминание, которое определило в какой-то степени настоящую жизнь бывшего ученика.
Героиня и ее ребенок обречены на смерть. Они находятся вместе последние минуты, и оба осознают это. Что же может быть страшнее этого состояния? Мать утешает сына в последние мгновения жизни, в последний раз она дарит ему свою нежность и любовь:
Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.
Мать и дитя - это, по мысли поэта, есть то, что свято и незыблемо. Мать - это вечный символ природы, жизни, детям же принадлежит будущее. Фашисты стремятся уничтожить и будущее, и саму природу. И земля не в силах вынести этот позор, «варварство такое». Стихотворение имеет кольцевую композицию: начинается и заканчивается оно мотивом гибели беззащитных людей, смерти матерей с детьми. Поэт использует свободную строфику, различные средства художественной выразительности: эпитеты: «бессильных женщин», «мутный дождь», «солнце скорбное», «мощный дуб», олицетворение: «плакали, как дети, реки…», «солнце скорбное… детей поцеловало…», «И в ярости рыдала мать-Земля…», инверсию: «Гневно бушевала Его листва…», сравнение: «Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи», анафору: «Две жизни наземь падают, сливаясь, Две жизни и одна любовь!».
Фазиль Абдулович Искандер в своём творчестве нередко рассуждает о философских во которые на самом деле определяют нашу с вами жизнь и задают определённую систему ценностей для каждого человека. В его рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс смыслов.
Действие рассказа происходит в годы Великой отечественной войны. Перед читателем рисуется жизнь обычной школы. Главный герой – ученик 5 «Б» класса, который не смог выполнить домашнее задание в виде решения задачи по математике. Мальчик боится своего учителя и решает всячески повлиять на то, чтобы урок не состоялся прогулять? Нет, занятия Харлампия Диогеновича пропустить было нельзя. Поэтому герой решается уговорить школьного врача и медсестру провести в их классе вакцинацию, заняв большую часть урока. Его задумка успешно реализуется, но вот учитель разгадывает корыстные планы своего ученика и называет его уловки «тринадцатым подвигом Геракла».
Сюжетная композиция строится на приёме ретроспекции. Читатель знакомится с событиями произведения со слов уже взрослого рассказчика, который является главным героем и тем самым мальчишкой, не решившим пресловутую задачку по математике. Получается, что весь рассказ – это воспоминание, которое определило в какой-то степени настоящую жизнь бывшего ученика.
Объяснение: