1) Какое отношение к культуре и искусству имела семья Марины Цветаевой?
2) Какое образование получила Цветаева?
3) Как связано замужество поэтессы с Крымом? Кто стал её избранником?
4) В каких странах Западной Европы жила Цветаева? С чем это было связано?
5) Чем обернулось для Цветаевой и Эфрона возвращение в Россию?
6) Какую роль в судьбе Цветаевой сыграл город Елабуга?
7) Как сложились судьбы детей Цветаевой?
8) Каким выдающимся людям посвящала свои стихи М. Цветаева?
Юшка был некрасивым: «мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Двадцать пять лет проработал он на кузне, но никогда не тратил свое жалованье на еду и одежду. В городишке Юшка был знаменитым, но не благодаря своей запоминающейся внешности или успехам в работе. Знаменитым Юшку делал необычайно кроткий нрав. Поэтому его обижали все, от мала до велика. Когда Юшка тихо брел по улице, дети бросали свои игры с одной-единственной целью — поизмываться над незлобивым стариком. Да и стариком его нельзя было назвать: сорокалетнего Юшку давно уже мучила и состарила прежде времени чахотка. Дети удивлялись и злились, что Юшка не отвечает на их неблаговидные поступки. Они кидали ему в лицо сухие ветки, камешки и комья земли, пытаясь разозлить его. Подбегали к нему, чтобы потрогать руками и убедиться, что он действительно живой. А Юшка искренне верил, что дети любят его, только они не умеют выразить свою любовь иным путем. Юшка был убежден, что он необходим детям именно для того, чтобы научить их любить. Взрослые ничем не отличались от детей. Они также не умели любить своих ближних. Кротость Юшки вызывала только ожесточение — и взрослый человек «бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Непонятное всегда вызывает у людей раздражение. Их бесила его безответность, молчаливость, его непохожесть на них: «Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!» «Веселый прохожий» мимоходом убивает Юшку и со спокойной совестью идет домой пить чай. На похороны странного человека собрался весь городок: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Он всегда и всем мешал. Но действительно ли легче стало жить людям после смерти «божьего чучела»? Оказывается, нет, без Юшки людям стало жить только хуже. Вся злоба, недовольство жизнью, которое вымещалось на Юшке, теперь расходовалось друг на друга. То, что при жизни Юшки где-то зрело в подсознании, вышло на поверхность после его смерти: он действительно был добрее, милосерднее всех их. Юшка не пил чаю, не покупал сахар, долгие годы носил одну и ту же одежду без смены, чем вызывал недоумение окружающих. Не знали они, что Юшка экономил деньги для того, чтобы девочке-сироте. Маленькую сироту Ефим Дмитриевич поместил в семейство в Москве, потом в школу. Каждый год он приходил навестить девочку, приносил ей деньги, чтобы она жила и училась. Девочка выросла, стала врачом. Она знала, что Юшка болел чахоткой, и приехала его лечить, «лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…». А ведь и вправду нужен был Юшка на этом свете. Он не зря прожил жизнь, если посвятил ее такому благородному делу выжить стать настоящим человеком никому не нужной девочке-сироте. Может быть, не стал идеалом Юшка для серой и безликой массы ожесточенного народа, но для маленькой и одинокой девочки его имя стало священным. Своей жизнью, своим примером Юшка научил хотя бы одного человека в этом мире любить и отдавать свое тепло другим.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
С.Есенин, 1910 г.
Полный месяц встал над лугомНеизменным дивным кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нем ползущий,
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Солнце выйдет из тумана,
Поле озарит,
И тогда пройдешь тропинкой,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит.
А.Блок. 21 июля 1898.
Оба стихотворения написаны совсем молодыми поэтами.
Оба они посвящены описанию природы, причем в противопоставлении ее контрастных проявлений. Только у Есенина - описание суровой, коварной и вьюжной зимы с намеком на грядущую красавицу весну. У Блока описывается летняя ночь в полнолуние: с затаившемся мраком, которая полна непонятной тревогой, несмотря на то, что есть твердая уверенность, что при восходе солнца здесь будет кипеть жизнь.
Оба поэта одушевляют окружающий мир, создавая реально ощущаемые образы. Поет и аукает метель, стучит в окошки; тоскуют, уплывая, облака у Есенина. Месяц молчит, а мрак, подкрадываясь, ползет у Блока.
Добиваясь полноты картины, они используют точные эпитеты, сравнения метафоры. К примеру, у Есенина "мохнатый" - это хвойный лес со снежными опушением веток. Воробьи, стремясь согреться, жмутся, подобно деткам-сиротам, друг к другу. Встряхиваясь, расстилается холодный шелковый ковер снежного покрывала. Неизменный дивный круг - говорит о вечности ночного светила и создаваемой им мистической тревожное картине. Бледный бледный цветущий луг - луг залитый лунным светом, где краски неярки, цветение можно ощутить только обонянием. А мрак отдыхает, как временно насытившийся зверь, готовый к новому поиску жертвы.
Такое впечатление создается и с звукозаписи. У Есенина использование звуков з. у, с-ш, с-т,передает завывание вьюги, стук и и шуршание снега при порывах ветра. У Блока звуки почти те же, но сочетание л, щ, сп, ст передает ощущение тишины, Когда каждый неясный звук кажется полным опасности.
У Есенина - богатый народный язык с певучими интонациями. Больно холодна метелица! Игривые воробушки - они же пташки малые и сиротливые детки. У Блока - язык более возвышенный:Дивный круг, солнце озарит. И не темнота. а мрак.
Стихотворение Есенина написано ямбом. Оно состоит из трех строф, в каждой из которых по 6 строк. Рифмы мужские. 1,2 и 4,5 строки имеют парные рифмы и 4 стопы. 3 и 5 строки более короткие, трехстопные рифмуются между собой. У Блока хорей. Т также две строки с парной женской рифмой, а для третьей - рифма (уже мужская) через еще две строки. Стихотворение Блока более короткое и деления на строфы нет
И общее впечатление от сравнения стихотворений: у Есенина оно получилось более оптимистичным.