1. Какова тема комедии «Ревизор»? Почему Хлестаков самый трудный образ в пьесе»? 2. В чём загадка характера Хлестакова? Ю. Манн считает, что «Хлестаков - первое из художественных открытий Гоголя...». Как вы понимаете это суждение? Подго- товьте характеристику Хлестакова. 3. Каков образ города в «Ревизоре»? Как строится пирамида этого города (граждан ство, купечество, чиновники, городские помещики, городничий)? Как складывается такая же пирамида из женской половины персонажей? Как раскрываются персона жи этой пирамиды? 4. Какую роль играет в системе самодержавно-бюрократического управления страх? Как страх влияет на каждого из персонажей пьесы? Можно ли сказать, что Гоголь замкнул всех единым, общим чувством страхом? 5. Сравним высказывания литературоведов; Г. Гуковский показал, что в сцене вра- нья» Хлестаков говорит то, чего от него ждут; B. Ермилов - что испуг Хлестакова заставил его сыграть роль «ревизора». К какому мнению вы бы присоединились и почему? 6. Н. В. Гоголь огорчался, когда зрителям было лишь смешно во время просмотра спектакля. Почему? 7. Гоголь считал, что в комедии единственное честное, благородное лицо был «смех», Как вы это понимаете? о каком смехе - развлекательном или грозном он раз мышлял? Что осмеивает это «честное, благородное лицо»? 8. Н. В. Гоголь в «Авторской исповеди» писал: «Я никогда ничего не создавал в вооб- ражении и не имел этого свойства. У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных мне известных. Угадывать человека я моr только тогда, когда мне представлялись самые мельчайшие подробности его внеш- ности. Я никогда не писал портрета, в смысле простой копии. Я создавал портрет, но создавал его вследствие соображенья, а не воображенья. Чем более вещей при- нимал я в соображенье, тем у меня верней выходило созданье». Можете ли подтвер- дить слова писателя, опираясь на текст его произведений («Заколдованное место, «Тарас Бульба», «Ревизор»)? 295 провоциро- ю, а чисто- акова в про- «в сторону». м персонажа, ебовалось: у льные превра" оя он министр не приёма чи- Антоновны. вранья Хле- ечием, с каким
И приснилось мальчику, что он на ярмарке покупал на разменный рубль подарки для других: свистульки для бедных детей, платья и платки девушкам и старушкам, запонки невесте, ремень кучеру Константину, Псалтырь скотнице и гармошку башмачнику Егорке. Все были счастливы, довольны и хвалили барчука.
Вдруг Миколаша увидел, что все его покинули и собрались вокруг человека в полушубке, поверх которого надет жилет с блестящими пуговицами. Мальчик решил вернуть расположение и обожание людей и купить этот жилет, привлекший всеобщее внимание. И тотчас же разменный рубль исчез. Мальчик заплакал и проснулся.
Когда же он рассказал свой сон бабушке, она успокоила его, сказав, что разменный рубль — талант и что "...это есть сила, которая может служить истине и добродетели, на пользу людям, в чем для человека с добрым сердцем и ясным умом заключается самое высшее удовольствие". А жилет с блестящими пуговицами — суета, от которой лучше и богаче не сделаешься, потому что она питает гордыню.
Мальчик понял, что сделаться богаче можно только тогда, когда делаешь что-то для других и попросил бабушку пойти с ним на ярмарку наяву, чтобы купить для людей всё то, что он купил им во сне, потому что только тогда можно будет почувствовать себя по-настоящему счастливым.