1. Какой была семья мальчика Мусы? 2. Каким был его дедушка? Как к нему относились люди?
3. Что больше всего он желал своим внукам?
4. Каким вы представляете себе главного героя Мусабая?
5. Какое качество героя вам особенно нравится? Что привлекает
вас в поступках Мусабая?
6. Расскажите о переживаниях Мусабая, когда он пошел в пер-
вый раз в старую школу. Что изменилось в его чувствах, когда он
пошел в новую школу?
7. Сопоставьте обучение в старой школе, где учился наш герой, с
современной школой, где вы учитесь сегодня. Что изменилось в
образовании за эти годы?
8. Знаете ли вы других писателей, которые рассказали о своем
детстве? Назовите их.
9. Как вы объясните, почему произведения, написанные раз-
ными писателями в разное время о детстве и отрочестве, имеют
много общего. Докажите это на конкретных примерах изученных
вами художественных произведений (например, повестей «Дет-
ство» М. Горького и Айбека).
10. Рассмотрите рисунок на стр. 276. По каким признакам можно
определить, что это старая школа?
11. Подготовьте и проведите литературную викторину по
творчеству Айбека.
12. Подготовьте альбом творческих работ о жизни и творче-
стве Айбека.
Деревья, деревья, деревья… Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти. Васютка быстро сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. Вдумчиво, не суетясь, шел Васютка к своему и удача от него не отвернулась.
Я не знаю, как бы я повел себя на месте этого мужественного мальчика. Я еще не попадал в ситуации, которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, и только они могут или помешать остаться Человеком.