1. Кого мы можем назвать современными Икарами? Что вы знаете о космонавтах Казахстана? 2. С какого космодрома взлетали наши космонавты и где он находится?
3. Прочитайте в хрестоматии фрагмент из поэмы О. Сулейменова «Земля, поклонись человеку!»
4. О каком важном событии в истории человечества рассказывает поэт? 5. Почему О. Сулейменов, обращаясь к людям, говорит: «Преодолели земную тягость. Чтобы потомки нас запомнили, преодолейте земные тяжбы!»?
Маттео Фальконе богатый корсиканец,уважаемый человек,живущий на грани закона.Он хороший и верный друг,но и очень опасный враг.Гордый и свободолюбивый, Маттео воплощение истинного корсиканца,отличного стрелка и опытного охотника.Все эти качества сделали его известным человеком,с ним искали дружбы влиятельные люди,а люди "вне закона" искали его покровительства.
Маттео Фальконе необыкновенно известен за свои высокие моральные принципы ,как представителя народа,у которого честь ,совесть -превыше всего,а любое предательство карается смертью,будь то сын или чужой взрослый человек. За нарушение законов чести приговаривают к смерти любого,когда дело касается моральных принципов,то родственные связи не имеют значения.Отец убивает маленького сына за предательство,смывая позор рода кровью.В данном суровом обществе этот поступок считается нормальным,любое отступление от нравственных норм несёт наказание,вне зависимости от возраста,пола или родства.
Сорок с лишним лет Журден жил в своем мире и не знал, что «говорил прозой» . Этот мир был гармоничен, потому что в нем все было на своих местах. Журден был достаточно умен, по-буржуазному сметлив. Стремление попасть в мир дворян разрушает гармоничный семейный порядок. Журден становится самодуром, тираном, препятствующим Клеонту жениться на любящей его Люсиль только потому, что он не дворянин, и наивным ребенком, которого легко обмануть, играя на желании во что бы то ни стало выглядеть дворянином (учитель музыки говорит, что Журден ничего не смыслит в искусстве, а его эстетический вкус «находится в его кошельке») . Учителя льстят Журдену почем зря, лишь бы приохотить «ученика» к своим урокам.
В уста Клеонта автор вкладывает основную идею пьесы: «Люди без зазрения совести присваивают себе дворянские звания, — подобный род воровства, по-видимому, вошел в обычай. Но я на этот счет, признаюсь, более щепетилен. Я полагаю, что всякий обман бросает тень на порядочного человека. Стыдиться тех, от кого тебе небо сулило родиться на свет, блистать в обществе с вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости ».
Веселый, жизнерадостный смех у Мольера сочетается со смехом трагикомическим и сатирическим. Журдену не терпится вжиться в роль завзятого придворного, а окружающие подыгрывают герою, преследуя свои меркантильные цели. Даже сопротивляющаяся дорогостоящим безумствам мужа госпожа Журден и ее служанка в конце концов понимают, что «игру» Журдена достаточно направить в нужное русло, чтобы от нее никто не пострадал. Так, в конце пьесы с ряженых домочадцев выходит за любимого дочь Журдена, которую непреклонный папаша прочил исключительно за дворянина. А сам Журден становится «мамамуши» и «приближенным турецкого султана» . Этот хитрый план придуман озорными и предприимчивыми молодцами, Клеонтом и Ковьелем, решившими во что бы то ни стало получить в жены дочь и служанку спятившего буржуа.
Журден, заставляя своих родных и слуг вопреки свойственной им честности идти на обман, изменяет мир реальный, прежде всего его нравственный облик. Теперь, прозреет Журден или нет, прежняя гармония уже не восстановится, мир бесповоротно изменился, при к заблуждению героя.
Неуклюжий буржуа Журден, примеряющий на себе этикетные стандарты дворянства, оказывается в пьесе своеобразным зеркалом, отражающими безыдеальный, лишенный творческого духа образ жизни буржуазии, и жеманный стиль аристократического поведения.
Но темой безосновательных социальных претензий содержание пьесы не исчерпывается. Наряду с ней звучит тема трогательной и вызывающей сочувствие тяги к миру иных ценностей.
Творя для себя иллюзорный мир «высокого вкуса» и изящества, господин Журден упоен не только новым «из индийской ткани» халатом, париком и костюмом с «цветочками головками вверх» . Ключевая фраза героя звучит так: «...я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой» . Открытие, сделанное Журденом, изобличает, конечно, его безграмотность. Но необразованный, нелепый, невоспитанный торговец, в отличие от своего окружения, оказывается увидеть вдруг убожество прожитой жизни, лишенной проблеска поэзии, погрязшей в грубых материальных интересах.