"двенадцать месяцев" созданы явно по народным мотивам. в ней есть ряд мотивов, которые широко представлены в фольклорных произведениях. мачеха, собственная дочка и бедная падчерица. здесь сходство с "бабой-ягой" и "морозко".с последней сказкой оно становится ещё более явным, когда мачеха посылает неродную дочь в зимний лес.фантастическая причина, по которой девочка оказывается в зимнем лесу с корзиной, намекает на сказку "пойди туда, не знаю куда" и с любыми другими, в которых герой должен выполнить ряд одно другого невероятней.падчерица возвращается с подснежниками - невозможное выполнено. королева требует от мачехи её на необыкновенную поляну. здесь нет прямой параллели, но во многих сказках, в том числе "морозко", когда младшая дочь возвращается с богатыми дарами, старшая, собственный ребёнок мачехи, посылается туда же с целью обзавестись такими же дарами, но всегда возвращается с позором. этот мотив обыгран своеобразно маршаком: в лесу оказываются не только недобрые родственники обижаемой сиротки, но и королева со всем двором.лень наказана, трудолюбие и незлобливый нрав награждены. мне кажется, что если в пятом классе назвать своими словами эти 5 моментов сходства и назвать примеры из фольклора, то большего учитель и не потребует. сомневаюсь, что от детей анализ мотивов инициации, службы тотемному животному и цитаты из проппа : ) а отличие можно определить и по сходству. ; )
Впьесе-сказке маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. правдиво изображены капризы королевы, неискреннее поведение придворных, например, гофмейстерины, злоба и жадность мачехи и дочки, доброта солдата, верность и сердечность падчерицы. неправдоподобно, фантастично само существование братьев- месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время. таким сочетанием фантастического и реального маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-месяцы вправду существуют; маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.