1.Назовите писателя (поэта), который жил и творил в XVIII веке, был не только писателем и поэтом, но и химиком, физиком, астрономом, языковедом, создавшим «Теорию о трёх штилях» языка. Родом этот писатель из Архангельской губернии, пришёл в Москву, чтобы учиться, вслед за рыбным обозом.
А) М. Е. Салтыков-Щедрин
Б) Д.И.Фонвизин
В) М.В.Ломоносов
Г) Г.Р. Державин
2.В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:
А) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман...»;
Б) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы...»;
В) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;
Г) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.
3. Соотнесите автора и произведение:
1.Н.А. Некрасов а) «Зреет рожь над жаркой нивой»2.И.С. Тургенев б) «Севастополь в декабре месяце»3.А.А. Фет в) «Нищий»4.А.П. Чехов г) «Железная дорога»5.М.Е. Салтыков- Щедрин
6.Л.Н.Толстой д) «Дикий помещик»е) «Хамелеон»
4. Соотнесите понятие и определение:
1. антитеза
а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении
2. былина
б) расположение, построение художественного произведения
3. гипербола
в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении
4. композиция
г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах
5. кульминация
д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления
5. Определите героя по портрету, укажите автора и название произведения:
«Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы».
6.Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?
Снова где-то на задворках
Мёрзлый грунт боднул снаряд
7. Сюжет- это:
А) События произведения;
Б) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;
В) Это рассуждение автора о реальных проблемах.
8.Что успел сказать герой сказа Н. С. Лескова Левша перед смертью?
А)готовиться к войне
Б)найти английскую блоху
В)похоронить его на родине
Г)ружье кирпичом не чистить
9. Кто НЕ является героем произведения Б. Васильева «Экспонат №….»:А) Римма
Б) Анна ФедотовнаВ) Игорь Иванович Силантьев
Г) Алмазов Николай Евграфович
10.Назовите автора строк:
Зреет рожь над жаркой нивой,И от нивы и до нивыГонит ветер прихотливыйЗолотые переливы.Робко месяц смотрит в очи,Изумлен, что день не минул,Но широко в область ночиДень объятия раскинул.
Часть С. Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение. Поразмышляйте в нём о понравившемся вам герое изученных в этом году произведений. Почему он вам понравился? Какие качества характера героя позволяют вам выделить его из ряда других?
2)Первым " учителем" Петра Гринева был Савельич. Благодаря Савельичу Петруша к двенадцати годам освоил грамоту и «мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля».
Следующей ступенью в обучении стал выписанный из Москвы «вместе с годовалым запасом вина и прованского масла» француз мосье Бопре, который должен был учить мальчика «всем наукам». Однако из-за того, что француз сильно увлекался вином ,Петруша оказался предоставлен самому себе. По достижении сыном семнадцати лет отец отправляет Петра послужить на благо родины.3) Митрофан-недоросль во всех отношениях;избалованный ,капризный,эгоистичный.Он стал таким как есть , в результате неправильного воспитания. А Петр Гринев - самоотверженный, добрый и смелый человек.
Шариков П. П - груб, нахален и крайне не воспитан. Позволяет себе пропускать в речи жаргон и ругательства.
Доктор Барменталь - всегда спокоен и рассудителен. Под конец повести вспыльчив, часто ставит Шарикова на место. Честен и защищает интересы других.
Дарья Петровна - взрослая и умная женщина, прекрасно справляется со своей работой, изредка покрикивает на Шарикова.
Зинаида Прокофьевна - пуглива и доверчива.