1.О чем говорится в стихотворении? 2. Какие картины рисует автор?
3. Какие ключевые слова, изобразительно-выразительные средства языка использует автор?
4. Каким настроением проникнуто стихотворение? Изменяется ли оно?
5. Какова идея стихотворения?
6. Выразите своё настроение, возникшее при чтении, прокомментируйте его.
Любому сочинению предшествует подготовка, сбор материалов, их систематизация в этом может следующий план работы.
Прочитай стихотворение несколько раз.
Узнай сведения об авторе стихотворения.
Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения , историю его создания (эти сведения осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).
Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.
Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства?
Какие изобразительно-выразительные средства создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какиеобразы нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.
Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.
Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.
Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.
Беседа
— Что фантастично, что реально в этом сказе?
Реально крепостное право, реальна работа горняков до изнеможения («Этот и вовсе изробленный»), трусливые и жестокие приказчики и надзиратели Бажов описывает домашнее хозяйство рабочих и тяжелые условия труда в забое.
Фантастична встреча с Хозяйкой Медной горы, ее превращение в ящерицу, путешествие Степана в глубь горы в забое волшебных ящерок.
— Что предложила сделать Малахитница Степану? Что понравилось Хозяйке в Степане Петровиче? Хозяйке Медной горы понравилось в Степане Петровиче то, что он не показал виду, что испугался, когда увидел Хозяйку, смело разговаривал с ней. Ему было «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать», и он выполнил обещание, сказал приказчику, что Хозяйка велела. Когда Хозяйка Медной горы привела его свои богатства показывать, он «не обзарился» на эти богатства, «не променял свою Настеньку на каменну девку».
— Как исполнила Хозяйка свои обещания?
Когда Степана приковали в забое, она подбрасывала ему хороший малахит освободиться из крепостного состояния, затем найти нужные глыбы для столбов.
— Как закончилась жизнь Степана?
— Какими словами вы можете охарактеризовать Степана?
Ученики назовут Степана честным, смелым, трудолюбивым, гордым, верным, хорошим мастером, человеком с чистой душой. Может быть, именно поэтому полюбила его Медной горы Хозяйка.