1. Определите жанр произведения А.П.Чехова "О любви".
1) роман;
2) повесть;
3) быль;
4) рассказ.
2. Главной темой произведения Чехова является:
1) тема несостоявшейся любви;
2) тема долга;
3) тема крестьянского труда;
4) тема добра и зла.
3. Какую форму имеет повествование в произведении А. П. Чехова «О любви»?
1) повествование от 1-го лица;
2) повествование от 3-го лица;
3) рассказ в рассказе;
4) форму монолога.
4. С какой целью рассказчик говорит о том, что «… в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе»?
1) выявить отношение героя к любви;
2) выявить внутреннюю пустоту героя;
3) показать пагубность влияния любви на жизнь человека;
4) подчеркнуть узость взглядов героя.
5.Какая жизненная ситуация легла в основу рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»?
1) великосветский франт не хотел отдавать долг старушке;
2) старушка не хотела отдавать долг франту;
3) у старушки заболела внучка
6. Чем закончилась история любви в рассказе И.А.Бунина «Кавказ»?
1) герои остались вместе;
2) у героини родился ребенок;
3) муж героини застрелился, не вынеся бесчестия измены жены
7. Почему А.Блок обратился к теме истории в цикле стихов «На поле Куликовом»?
1) ему был интересен этот период;
2) видел в исторических событиях связь с современностью;
3) идеализировал Дмитрия Донского, победившего татар
8. Откуда был родом Василий Теркин? («Василий Теркин», А.Твардовский)
1) с Рязанщины;
2) с Орловщины;
3) со Смоленщины
9. Почему герой рассказа В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет» не попал на съемку?
1) не захотел фотографироваться;
2) заболел;
3) обиделся на то, что его хотели поставить последним в ряду
10.Кто разрешить ситуацию, легшую в основу рассказа А.И.Куприна «Куст сирени»?
1) жена героя Вера;
2) сам герой – Николай Алмазов;
3) старый профессор, принимавший экзамен
11. Какой прием лежит в основе рассказа М.Осоргина «Пенсне»?
1) литота; 2) антитеза; 3) олицетворение
12. Какая надпись на плакате в больнице возмутила больного из рассказа М.Зощенко «История болезни себе сам»; 2) «Выдача трупов с 3х до 4х»; 3) «Помни о смерти!»
13.Каков был жанр произведения «Василий Теркин» в определении автора - А.Твардовского?
1) «Книга про бойца»; 2) «Поэма о войне»; 2) «Роман в стихах»
14. Зачем Теркин отправился вплавь через реку в главе «Переправа»?
1) в разведку; 2) связаться с теми, кто остался на другом берегу, и доложить обстановку;
3) наладить сорванную переправу
И в лирике Марины Цветаевой родство душ передается образом сложенных крыльев:
«Как правая и левая рука —
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены, блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает — и бездна пролегла
От правого — до левого крыла!»
Крылатая душа поэта позволяла ей отрываться от реального мира, от вихрей и бездн полной бурными событиями первой половины 20 века. Революции, разруха, войны, полуголодное существование, смерти близких. Цветаева всегда стремилась быть (и была!) над этим миром.
"А за плечом - товарищ мой крылатый
Опять шепнет: - Терпение, сестра! -
Когда сверкнут серебряные латы
Сосновой кровью моего костра"
Товарищ. Это она о крылатом гении вдохновения, не оставляющем ее. Еще он: "Рыцарь ангелоподобный - Долг! Небесный часовой... Еженощный соглядатай, Ежеутренний звонарь..."
Через год она напишет уже об их единой природе с крылатым гением: "Крестили нас - в одном чану…"
А оторванность от близких трансформируется в поэтическое одиночество («проклятость!») крылатой души:
«Новый год я встретила одна.
Я, богатая, была бедна,
Я, крылатая, была проклятой.
Где-то было много-много сжатых
Рук - и много старого вина.
А крылатая была - проклятой!
А единая была - одна!
Как луна - одна, в глазу окна»
И это ведь не об одиночестве, а о своем призвании, о своем отличии от множества других, на которых она смотрит отстранено, как луна. Марина - одна служанка и повелительница крылатого гения, единая с ним:
"Умирая, не скажу: была.
И не жаль, и не ищу виновных.
Есть на свете поважней дела
Страстных бурь и подвигов любовных.
Ты, - крылом стучавший в эту грудь,
Молодой виновник вдохновенья -
Я тебе повелеваю: - будь!
Я - не выйду из повиновенья."
Для крылатой души – не важны внешние атрибуты ( хоромы или хаты), Ведь Цветаева привыкла приходить «в дом, и не знающий, что – мой», ей “все нипочем”, и к жизни среди «врагов» она привыкла:
"Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингис-Хан ей и о — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных — и сытость сытых! "
Образ же «крылатого гения» менялся и усложнялся. Теперь это крылатый конь. Вспомним, что Пегас возник в момент смерти медузы Горгоны, что он носил Зевсу выкованные Гефестом молнии-стрелы. Тогда мы лучше поймем, что за огонь сжигал душу Марины Цветаевой:
«Ох, огонь - мой конь - несытый едок!
Ох, огонь на нем - несытый ездок!
С красной гривою свились волоса...
Огневая полоса - в небеса!»
Охваченная огнем эмоциональной “безмерности», остро чувствующая и пропускающая через себя недоступное бескрылым, ее крылатая душа ненасытна:
«Что другим не нужно - несите мне
Всё должно сгореть на моем огне!
Я и жизнь маню, я и смерть маню
В легкий дар моему огню»
Вселившийся в Марину Ивановну Цветаеву, слившийся с ней Крылатый Гений превращает ее жизнь в творческий костер, на котором она сама и сгорела.