1. Осуществите литературно-художественный анализ произведения «Черная курица, или Подземные жители» и докажите, что перед нами, действительно, характерный пример сказочной повести, поэтика, художественные особенности которой определяются романтической литературной эпохой, а также связывают письменную литературу с традициями национальной устной словесности. 1) Выявите причину обращения писателя к созданию произведений для детей и юношества, опровергните или докажите версию, что «Черная курица…» – мемуары в виде волшебной сказки о реальном пансионе, в котором учился Перовский. Герой (Алеша) носит имя мальчика, о котором и для которого эта сказка написана – Алексея Константиновича Толстого, тезки и родного племянника Погорельского, в будущем самобытного писателя.
2) Рассмотрите проблему своеобразия жанра «Чёрной курицы, или Подземных жителей» А. Погорельского, выделите признаки волшебной сказки, в виде тезисного плана запишите их в тетрадь:
3) Докажите, что в произведении «Чёрная курица, или Подземные жители» проявляют себя традиции нескольких фольклорных (устных) и письменных эпических жанров: мифа, сказки, былины, средневекового рыцарского романа, романтической фантастической повести. Аргументируйте свой ответ.
4) Проведите исследование художественного своеобразия произведения А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», опираясь на следующие задания и вопросы:
а) Перечитайте экспозицию повести (абзацы 1–7). В каком времени и пространстве разворачивается сюжет произведения? Какими художественными средствами задаются эти художественные характеристики?
б) Найдите в сказочной повести образы, создающие бытовой мир. Как они характеризуют жизнь Алеши?
в) Найдите в повести описание приготовлений учителя к встрече важного гостя. С чьей точки зрения (автора или героев) оно дается? Какое значение это имеет для понимания того, что впоследствии произошло с Алешей?
г) Каким в произведении предстает реальный, бытовой мир? С чьей точки зрения он дан?
д) Понаблюдайте за поведением Алеши в сцене с кухаркой, едва не изловившей Чернушку, и в последующей сцене в дортуаре (спальне). Какие черты характера мальчика и особенности восприятия мира ребенком здесь открываются? Что переживает и о чем думает Алеша? Какими видятся истоки детской грезы автору произведения и его читателю?
е) Перечитайте видения Алеши. Чем волшебный мир отличается от реального?
ё) Проследите путь Алеши и Чернушки во время первого и второго путешествий в подземное царство. Какую роль в них выполняет каждый из персонажей? Где здесь реальное, а где фантастическое? Какие предметы и события показались герою-мальчику самыми важными? Почему?
ж) Как в «Черной курице...» создается образ чудесного?
з) Чьи точки зрения представлены в сказочной повести? Определите суть каждой позиции.
и) Определите внешние и глубинные причины поступков Алеши. Что в произведении вам это сделать?
к) Найдите примеры проявления фольклорной и письменной эпической традиции. Какую роль они играют?
л) Охарактеризуйте средства собственно языковой выразительности в повести Погорельского: особенности синтаксиса, тропы, синонимические ряды, используемые символы и аллегории, устойчивые обороты речи. Какую роль они играют в произведении? Какие из них дают представление об индивидуальном, авторском стиле самого Погорельского, а какие – об особенностях языка литературной сказки 20 – 30-х годов XIX века?
м) Опишите, что произошло с Алешей после получения волшебного дара. Как в этом фрагменте повести проявляется педагогическая направленность произведения?
н) Покажите, как в «Черной курице…» отражается процесс созревания детской души.
о) Обратитесь к эпилогу повести. Что изменилось, а что осталось неизменным во взаимоотношениях героев? К какому выводу побуждает автор своего читателя?
2. Докажите, что «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского – образец высоконравственной прозы для детей.
3. Сочините свой вариант продолжения сказки «Что могло быть дальше?»
4. Оформите (письменно) вывод о достижениях А. Погорельского в развитии детской литературы.
Объяснение:
1) Жизнь человека очень изменилась, потому что железные кони (трактора) пришли а смену живым. Этот процесс является неизбежным, но при этом страдают лошади, потому что человек перестает о них заботиться, а они веками служили ему и в труде, и в ратных делах. Человек виноват перед лошадью, именно поэтому лошади вызвали такое острое чувство жалости у автора.
Описание лошади говорит о том, что писатель делает лошадь главным героем своего произведения, он наделяет лошадь человеческими качествами, показывает тем самым, что и страдает она как человек.
2) Этот рассказ заставляет задуматься о месте человека в этом мире. Именно он, как существо разумное, несет ответственность за тех, кого он приручил. Рассказ обращен ко всем людям, поскольку именно по вине человека происходят самые страшные вещи на Земле, и человек при этом становится заложником своей собственной безответственности.
Армия – живая стена, в учёбе крепнет она.
Береги границу, как ока зеницу.
Боец к бойцу – быть победному концу.
Где смелость, там и победа.оец к бойцу – быть победному концу.
Воевать – так не горевать, а горевать – так не воевать.
Где смелость, там и победа.
Герой за Родину горой.
Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
Грудь солдата – защита Отечества.
Для Отечества лучше, если сыны отца превосходят.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Для смелого солдата и рукавица – граната.
Жить – Родине служить.
За край родной иди бесстрашно в бой.
Кто Отчизну любит, тот врага рубит.
Кто с пользой для Отечества трудится, тот с ним легко не разлучится.
Кто хорошо бьется, тому и победа достается.
Мы в храбрости не уступим, крепко фашистов лупим.
Набирай ума в ученье, храбрости – в сраженье.
Нашей Армии сыны – Родине верны.
Оружие – сила бойца, используй его до конца.
Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.
Принял присягу – от нее ни шагу.
Родина поучает, Родина и выручает.
Русский солдат не знает преград.
Смело иди в бой – Родина за тобой.
Солдат-горемыка хуже лапотного лыка.
Солдат шилом бреется, дымом
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Врага в слезах не утопишь.
Вчерашней славой на войне не живут.
Где робкий Семен, там враг силен.
Держи порох сухим — будешь непобедим.
Для нашего солдата граница свята.
Если народ един, он непобедим.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
За край свой насмерть стой.
К нам с пушками, а от нас с клюшками.
Каков полк, таков о нем и толк.
Крепка рука у русского моряка.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Кто с Россией ни тягался, в правых не оставался.
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
Кто честно служит, с тем слава дружит.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Лучше смерть на поле, чем позор в неволе.
Не силою дерутся, а умением.
Нет обороны — заклюют и вороны.
Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Русские медленно запрягают, но потом быстро скачут.
Русский немцу задал перцу.
Сапер ошибается только один раз.
Слава к тому приходит, кто впереди ходит.
Славу свою добывай в бою.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Трус и таракана принимает за великана.
Умелый боец везде молодец.
У сметливого солдата и рукавица — граната.
Хорош грибок белый, а солдат — умелый.
Храбрость — сестра победы.
Честь солдата береги свято.
Дело не в звании, а в призвании.
Не гордись званием, а гордись знанием.
Авось да небось на фронте брось.
Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Бой отвагу любит.
Бой — святое дело, иди на врага смело.
Былой славой боя не выиграешь.
В бою побывать — цену жизни узнать.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.
Тот герой, кто за Родину горой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Жить - Родине служить
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
Нет земли краше, чем Родина наша.
За правое дело сражайся смело.
Всякому мила своя сторона.
Смелее иди в бой – Родина стоит за тобой.
Российский флот – Родине оплот.
Одна у человека мать, одна и Родина.
Береги землю любимую, как мать родимую.
Своя земля и в горсти мила.
При солнце тепло, при Родине добро.
Если армия сильна, непобедима и страна.
Русский солдат не знает преград.
Оружие – сила бойца, используй его до конца.
Один за всех, все за одного.
Смелый боец в бою молодец.
Красна девушка косами, а солдат орденами.
Сам погибай, а товарища выручай.
Тяжело в ученье, легко в бою.
Где смелость - там и победа.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.