1. Почему Пушкин назвал Грибоедова «человеком необыкновенным, 2. К какому литературному направлению можно отнести творчество
Грибоедова? Обоснуйте свою точку зрения.
3. Какова проблематика комедии Грибоедова «Горе от ума»?
4. Раскройте специфику структуры развития композиции комедии.
5. Определите динамику сюжета комедии.
6. В чем заключается своеобразие системы образов комедии: Чацкий,
Софья, Фамусов, Молчалин, Скалозуб?
7. В чем заключена специфика авторского голоса в комедии «Горе
от ума»?
8. В чем жанровое своеобразие комедии? Определите единство
сатирического, лирического, бытового
и
психологического уровней
Пьесы.
9. Каковы особенности языка комедии? Выскажите примерами из
текста.
10. Какова конфликтная основа комедии?
11. Определите стихосложения и ритмическое своеобразие
комедии «Горе от ума».
Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеж
ханжество, лицемерие, тупость и легкомыслие, дворянскую спесь и
чванливость французских буржуа. В своей комедии "Мещанин во дворянстве"
он обратился к актуальной в то время проблеме: обнищанию аристократов и
проникновению их в среду зажиточных буржуа, стремящихся за большие
деньги купить дворянский титул. Как мы знаем, Мольер всегда следовал
своему принципу "исправлять людей, развлекая их". Вот и постарался
великий комедиограф в своем произведении высмеять мещанина Журдена,
одержимого идеей стать дворянином, то есть тем, кем тот не мог быть ни
по происхождению, ни по воспитанию.
С первой минуты знакомства с
персонажами комедии становится ясно, что всю силу своего таланта Мольер
направил именно на то, чтобы показать глупость затеи в общем-то честного
человека, стремящегося отдать свой капитал всего лишь за дворянский
титул. Иначе не назовешь его затею, как помешательством. Именно об этом и
говорит учитель музыки, верно подметив одержимость своего хозяина:
"Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском
обхождении — это для нас просто клад".
Как же смешон Журден в
некоторых признаниях относительно своего обучения: "Я и не подозревал,
что вот уже более сорока лет разговариваю прозой". Но не только смешно
слышать признание в собственном невежестве этого немолодого человека,
своим трудом добывавшего капитал, глупость неглупого человека — вот то,
что заставляет досадовать нас, современных читателей. Ведь он в
точности, знает, как потрачена каждая копейка, в уме держит сложные
расчеты, связанные с исчислением долгов графа Доранта. Глупость его
заключается еще и в том, что он не может постичь своим умом: быть
похожим на дворянина только внешне — не значит соответствовать своему
идеалу. Именно поэтому он очень смешон в красных бархатных штанах,
зеленом камзоле, в узких чулках со спущенными петлями и тесных башмаках.
Буквально ощущаешь его неудобства, читая комедию. Драматург дает нам
возможность.
Основной проблематикой этого рассказа является формальное отношение к человеку советских учреждений. Причём с подобным сталкиваются не только в больницах и поликлиниках, но и практически во всех сферах жизни. Главный персонаж пытается противостоять системе, однако подвергается гонениям врачей и медперсонала. В конечном счете, он покоряется, полностью отказываясь от возможной борьбы за справедливость. По мнению автора, формализм все же побеждает в советской жизни, а борьба против существующего уклада жизни попросту невозможна.
«История болезни» состоит из нескольких последовательных эпизодов, которые описывают все мучения главного героя в госпитале. Каждый из таких эпизодов забавен и вызывает у читателя смех, являясь средством сатирического описания такого бездушного отношения к каждому пациенту и человеку. Автор, делая речь врачей малограмотной, высмеивает медиков, которые не то что не лечили, а больше вредили своим больным.