1 Повесть отличается от рассказа:
А) тем, что в повести изображается один-два эпизода из жизни героев;
Б) тем, что повесть реально изображает происходящие события;
В) изображением истории одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни группы людей.
2 Какие определения соответствуют литературным жанрам?
А. Повесть
а) занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях;
Б. Рассказ
б) малая форма эпического произведения, повествующая об одном, реже
о нескольких событиях в жизни человека;
В. Сказка
в) средняя форма эпического произведения, повествующая о людях и событиях;
Г. Мемуары г) повествование о подлинных событиях, реально происходивших
вспоминаемых автором – свидетелем и участником этих событий.
3 Что объединяет эпос, лирику, драму? Всё это –
А) роды литературы Б) жанры литературы В) средства выразительности
4 Соотнесите термины и определения:
1 Употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений; А) Метафора
2 Перенесение свойств человека на неодушевленные предметы
и отвлеченные понятия; Б) Эпитет
3 Сопоставление одного явления или предмета с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность; В) Гипербола
4 Прилагательное, художественное определение, дающее яркую,
выразительную характеристику предмету; Г) Олицетворение
5 Противопоставление образов, картин, слов, понятий; Д) Сравнение
6 Чрезмерное преувеличение. Е) Антитеза
5 Укажите писателей второй половины 19 века, в названии произведений
которых есть противопоставление.
А) А.Н. Островский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин
Б) И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой
В) И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов
Г) Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, И.С. Тургенев
6 Соедини произведение и жанр:
1.В.Высоцкий «Я не люблю» А) поэма
2 В.Шукшин «Крепкий мужик» Б) рассказ
3 Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» В) стихотворение
4 А.С.Пушкин «Медный всадник» Г) роман
7 Выпишите из отрывка стихотворения М.Ю.Лермонтова
Эпитет ___, сравнение ,
олицетворение
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную…
8 Укажите жанр древнерусской литературы
А) сказание
Б) роман
В) поэма
Г) комедия
9 Конфликт художественного произведения – это …
А) ссора двух героев
Б) столкновение, противоборство, на котором построено развитие сюжета
В) наивысшая точка развития действия
Г) неприятие произведения критиками или читателями.
10 К какому литературному жанру относится произведение «Евгений Онегин»
А) Роман в стихах;
Б) Роман в новеллах;
В) Исторический роман;
Г) Бульварный роман.
11 Тема произведения – это:
А) главная идея
Б) конкретно описанная ситуация
В) объект отражения
12 Назовите великого русского баснописца, перу которого принадлежат басни
«Ворона и лисица», «Стрекоза и Муравей», «Волк на псарне».
13 Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А) Ягодное В) Марьино
Б) Заманиловка Г) Отрадное
14 Как был наказан Долохов (Л.Н. Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?
А) выслан из Петербурга В) не был наказан, так как дал взятку
Б) разжалован в рядовые Г) не был наказан, так как имел поддержку среди власть
В моей жизни природа играет важную роль, как и в жизни каждого человека на земле. Природа — это большой и интересный мир, который окружает нас. В нем ни на секунду не замирает жизнь. Оно все время движется вперед.Часть своей жизни мы находимся в железобетонном мире города. Нас окружает множество различных предметов. Они созданы руками человека. Это дома, дороги, одежда, автомобили, мебель. Но есть много предметов, которые возникли сами по себе, без человеческой земля и вода, солнце и небо, деревья и звери. Вот это и есть природа.Человек также является частью природы. Однако это еще не значит, что мы имеем право делать в ней все, что заблагорассудится. Нужно внимательно к ней относиться птицам и зверям, заботиться о растениях, беречь воду, землю и воздух. Многие предпочитают свободное время проводить на природе. Туризм и развитие крупных городов разрушить среду обитания животных и растений. Природные ресурсы являются слабо возобновляемыми и могут очень быстро истощиться. Поэтому нужно экономить сырьевые материалы.Загрязнение окружающей среды наносит ущерб существованию всех живых существ, людей в том же числе. Дым от лесных пожаров, выбросы промышленных предприятий, транспорт — все это наносит природе непоправимый вред.Природа в моей жизни играет как материальную, так и духовную роль. Благодаря ей мы сегодня имеем одежду, еду, жилье. И, казалось бы, за это человек обязан быть ей благодарной, но не все так считают. нетронутых мест на нашей планете с каждым годом остается все меньше и мы еще не совсем понимаем, что начинаем привыкать к отсутствию живой природы вокруг. Но если нам еще есть на что посмотреть и что вспомнить, то наши дети станут принимать такой железобетонный мир нормы. Нужно чаще любоваться природной красотой Земли, пока мы имеем такую возможность.
Объяснение:
Явление I
Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.
Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.
Митрофан отходит.
Явление II
Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.
Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.
Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.
Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.
Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.
Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.
Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.
Митрофан. Да вот и батюшка.
Явление III
Те же и Простаков.
Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?
Простаков (от робости запинаясь). Me… мешковат немного.
Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.
Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.
Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?
Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.
Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.
Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Явление IV
Те же и Скотинин.
Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?
Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?
Скотинин. Нет.
Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.
Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.
Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.
Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.
Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.
Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.
Г-жа Простакова. Ах, Мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?
Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.
Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.
Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.
Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.
Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.
Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.
Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.
Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?
Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.
Г-жа Простакова. Как же это?
Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.
Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!
Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?
Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!
Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.
Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.
Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?
Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…
Г-жа Простакова. Так авось-либо Господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.
Объяснение: