1. Прочитай название текста. Как бы ты ответил на этот во до начала чтения? Запиши.
2. Кто не относится к ТРАВОЯДНЫМ? Отметь.
1. Лось
2. Заяц.
3. Волк.
4. Олень.
3. Что волки умеют делать? Отметь все правильные ответы посадки от нашествия зайцев.
2. Охотиться.
3. Вести групповой образ жизни.
4. Неторопливо и бесшумно выслеживать добычу.
4. Соедини между собой данные о волках.
Расстояние, на котором они чувствуют запах. 65-80 км
Выносливость (могут пробежать за день) 55-60 км в час
Скорость бега полтора км
Количество волков в стае 2, 6-8 и даже 36
5. Чем кормятся волки? Запиши/
6. Укажи, в каком порядке сообщается информация в тексте. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5, 6 и 7.
1. Человеку пришлось прекратить истребление волков.
2. Человек всегда считал волка своим врагом.-1
3. Волчья стая - это семья.
4. Волчья стая похожа на человеческое сообщество.
5. Волки - сильные и выносливые животные.
6. Когда охотятся волки.
7. Как охотится волчья стая.
7. Почему человек считал волка своим врагом? Отметь все правильные ответы.
1. Волк - это хищник.
2. Волки часто нападают на домашний скот.
3. Волки ведут групповой образ жизни.
4. В голодные зимы волки могут напасть и на человека.
5. Волк очень похож на большую собаку.
8. Закончи предложение:
Рассказы о том, что волки одинокие, опасные и свирепые животные, очень .
9. Найди в тексте эти предложения, впиши пропущенное слово.
Поля стали подвергаться нашествиям зайцев, оленей, лосей. Посадки невозможно было И тогда человек понял, что природа была , придумав волка.
Какая информация содержится в этих предложениях? Отметь все правильные ответы.
1. Человек понял, какую роль в природе играют волки.
2. Именно волки не позволяли травоядным животным сильно размножаться и таким образом сохраняли посадки.
3. Травоядные могут уничтожить посевы.
4. Травоядных должно быть больше, чем волков.
10. В каком значении употребляется в тексте слово САНИТАР? Выбери.
1. Доктор, который лечит животных.
2. Младший медицинский работник, который обслуживает больных, убирает помещение.
3. Тот, кто следит за лесом, лесник.
4. Тот, кто поддерживает равновесие в природе, уничтожает больных и слабых животных.
11. Отметь два доказательства того, что этот текст содержит научную информацию.
1. В тексте есть факты из жизни волков.
2. В тексте всё понятно.
3. Этот текст взят из энциклопедии.
4. В тексте есть конкретные достоверные данные о волках.
12. О чём говорится в этом тексте? Выбери и отметь все правильные суждения.
1. Волки - это опасные и свирепые животные.
2. Волки необходимы в природе для поддержания равновесия.
3. Волки живут стаями, которые похожи на сплочённые семьи.
4. Раньше волки были врагами человека, а теперь стали его друзьями.
5. Люди всегда боролись с волками и почти уничтожили их.
6. Волки охотятся только зимой.
13. Объясни, для чего волку чуткий нос?
14. В тексте сказано, что волка «по праву называют санитаром леса». Согласен ли ты с этим утверждением? Приведи аргументы.
15. Можно ли назвать волка дружелюбным животным? Почему «да» или «нет»? Приведи один пример
16. Ты уже знаешь, за что волка называют санитаром леса. Что может случиться, если всех волков истребят? Напиши сво ответ напишите ответ до 8 ч вечера *по мск времени*
1.Каком теме посвящена былина и кого можно назвать ее подлинным героем? Когда мужички начинают "похваливати" оратая и называть его «молодой Минула Селянинович» ?
Былина посвящена теме крестьянского труда, его важности. Подлинный герой былины — трудовое крестьянство, представленное в облике Микулы. Мужички начинают похваливать Микулу тогда, когда он уже собрал урожай и приглашает людей на пир.
2.Чем объяснить, что Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяннновичу? Как вы понимаете смысл
зачина былины, подробного описания внешнего облика, одежды и работы оратая? Какую роль играют в былине гиперболы и постоянные эпитеты?
Вольга Святославович проникся уважением к Микуле Селяниновичу тогда, когда тот превзошел целую дружину - сумел выдернуть соху из земли.
В зачине рассказывается о рождении Вольги, его делах, целях («похотелось Вольге много мудрости...») . Смысл зачина в том, чтобы подготовить слушателя к противопоставлению Вольги и Микулы, о котором будет рассказываться далее.
В былине подробно представлен портрет пахаря (Микула очень красив, празднично одет) , описан процесс труда (работает пахарь легко, с удовольствием) . Правдоподобие в этом описании нарушено, но зато передано отношение народа к крестьянскому труду: труд крестьянина оценивается выше воинских подвигов.
Гиперболы и постоянные эпитеты усилить эмоциональность текста, передают отношение сказителя.
3.Данте характеристику Микуле или Вольге (на выбор) .
Микула Селянинович — пахарь. В начале былины мы видим, как Вольга не может доехать до Микулы, три дня добирается.
Эта гипербола представить масштабы трудовой деятельности Микулы.
Микула работает легко, с удовольствием, труд ему в радость, орудия труда у него очень красивые, богато украшенные. С этих деталей в былине превозносится крестьянский труд.
Микула очень красив, описываются его кудри, глаза, брови, он празднично одет. Правдоподобие в этом описании нарушено, но так передается доброе отношение народа к пахарю. В диалоге, который следует далее, показан характер Микулы Селяниновича: он не позволит себя обидеть, соглашается Вольге в трудную минуту, Микула бережлив и заботлив.
Этот герой превосходит силой и умом целую дружину (он один смог бросить соху за ракитов куст, а дружина не смогла) . В конце былины герой рассказывает о том, что после сбора урожая он будет радоваться вместе со всеми, то есть сам Микула не выделяет себя среди других людей.
Образ Микулы - это собирательный образ всего крестьянства, чей труд оценен в былине очень высоко, выше воинских подвигов Вольги.
4.Попробуйте сделать небольшой словарик (на темы "Так говорили былинные герои" или «Незаслуженно забытые
слова» на выбор) . Объясните слова "нарекать", " ", «раздольнце", "крестный батюшка" и др.
Словарик «Незаслуженно забытые слова»
соловая — желтоватая, со светлой гривой; гужики - кожаные петли в хомуте;
сафьян — мягкая кожа, окрашенная в яркий цвет;
кафтан — русская мужская верхняя одежда;
крестьяновать — заниматься крестьянским трудом;
скирда — большой стог сена;
получка — дань;
оболока — облака;
нарекать — называть;
отдать, подарить;
раздольице - раздолье.
5. Если бы предложили поставить памятник одному из героев, кому бы вы его поставили — Вольге или Микуле? Как бы он выглядел?
Это был бы памятник Микуле Селяниновичу, красивому, могучему русскому человеку, изображенному в процессе труда, с сохой, такой, как описан герой в начале былины