1) Прочитайте хокку Кобаяси Иссы, написанное поэтом на смерть его маленькой дочки.
Наша жизнь — росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь — и всё же...
Что чувствует поэт? О чём он хотел сказать в своём трёхстишии? Почему поэт сравнивает жизнь человека с росинкой? Какой смысл поэт вкладывает в последние слова «и всё же...»?
2)Японцы убеждены, что нет и не может быть правильного прочтения хокку. При изучении одного стихотворения практически каждый ученик имеет своё представление о том, что прочитал.
Представьте, что вы на уроке литературы в японской школе и прочитайте хокку Мацуо Басё. О чём оно? Что, по-вашему, осталось недосказанным? Поделитесь своими мыслями.
Гляжу — опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
3)Прочитайте хокку Кобаяси Иссы и напишите, какие картины вам видятся, на какие размышления наводят вас стихотворения японского поэта (по выбору).
4)Вспомните особенности хокку и попробуйте написать собственное подражание японским поэтам. Вы можете самостоятельно выбрать тему. Постарайтесь передать в хокку своё настроение, отношение к природе, к жизни.
5)Чем хокку отличаются от европейской поэзии?
Рассказ опубликован в 1911 году. В это время полеты на аэропланах были еще в диковинку. Автора о его полете (правда, в качестве пассажира) расспрашивали несколько сот человек.
Куприн поднимался в воздух на воздушном шаре. Когда в Одессе он увидел полеты на фанерном аэроплане «Фарман», то захотел испытать это острое ощущение.
Летчик Иван Заикин обещал писателю обязательно взять его с собой.
Несколько десятков тысяч человек смотрят, как Заикин кружит над летным полем, сначала один, а потом с молодым пассажиром.
— Дернул меня черт, — сокрушается рассказчик, — помахать летчику рукой.
— Полетим! — пригласил его летчик.
Куприн — человек довольно грузный. Ему пришлось в холодную ветреную погоду снять пальто и утеплиться газетами.
Самолет был открыт всем ветрам. Наружу торчали проволочки, деревяшки. Еле-еле умостился рассказчик на небольшом сиденье. От неудобства его ногу свело судорогой.
Пилот сидел чуть впереди на таком же неудобном «детском стульчике».
«Встречный поднимает нас, точно систему игрушечного змея. Мне кажется, что мы не двигаемся, а под нами бегут назад трибуны, каменные стены, зеленеющие поля, фабричные трубы...
Гляжу вниз — все кажется таким смешным и маленьким, точно в сказке. Страх уже
И тут пилот совершил поворот, ветер стал дуть уже сзади, сказался излишний вес пассажира. Рассказчик увидел, что самолет несет на еврейское кладбище, где собралось около трех тысяч человек наблюдателей.
Но летчик решил лучше пожертвовать самолетом.
«Он очень круто повернул налево... Затем я услышал только треск и увидел, как мой пилот упал на землю».
Первое, что спросил пилот, придя в сознание:
— Мотор цел?
Писатель утверждает, что падение произошло так быстро, что ни пилот, ни пассажир не успели испугаться.
«Сидя потом в буфете за чаем, Заикин плакал...» Владельцы «Фармана», миллионеры братья Пташниковы, заперли исковерканный аэроплан в ангаре и не позволяли «провинившемуся» пилоту даже взглянуть на свое детище.
Заикин вернулся к своему предыдущему занятию — он был профессиональным борцом, собиравшим широкую публику.
Иногда он пишет своему пассажиру «безграмотные, но необыкновенно нежные письма и подписывается: «Твой серенький Иван».
По-прежнему Заикин верен авиаспорту и надеется еще когда-нибудь подняться в небо на собственном воздушном аппарате.
«Что касается меня — я больше на аэроплане не полечу!» — так заканчивает отважный (в самом деле отважный!) Куприн свой рассказ.