1) Прочитайте рассказ "судьба человека". Каковы особенности его построения? Встречались ли вы с таким построение произведения? Как называется подобная композитор? Какую роль она играет в данном произведении?
2) Как вы думаете почему в "судьбе человека" два рассказчика: автора (случайно встречный человек) и Андрей Соколов? Сравните их, обратите внимание на сходство и различия. в чём они выражаются? Какую роль сыграла случайная встреча двух незнакомых людей?
3) Почему рассказ начинается с пейзажей? Какое время года изображено в нём? Почему? Как на глаз у читателя меняется картина природы? Какие ключевые слова и образы "оживляют "картину, делают её подвижной, динамическая? Обратите внимание на образ дороги и мотив омертвение/воскресенье. Как соотносится пейзаж с историей Андрея Соколова?
4) Прочитайте рассказ Андрея Соколова о своей жизни. На какие части можно разделить его? Озаглавьте каждую из них. Какие встречи в каждой из частей определяют судьбу главного героя? Что добавляет каждый из следующих эпизодов к его характеристике?
5) Как жизненный путь конкретного человека, Андрея соколова, сливается с историей Родины?
6) Сюжетно-композиционным стержни "Судьбы человека"является дорога. Андрей Соколов-шофёр. Каким образом линия жизни героя в её основных переломных моментах соединяется с реальным Путин вчера дорогой, т. е. со странствиями? Как реализуется метафора "жизненный путь" ? Какие " дорожные приметы "становятся " приметами судьбы " ?
7) Найдите в рассказе " судьба человека "элементы фольклорной поэтики. Обратите внимание на речь героя, использование в ней пословиц и поговорок, народной фразеологии, профессионализмов, свойственных шофёры, солдаты, крестьянин. Объясните, в чём смысл Их употребление. Каждую из частей рассказа Андрея Соколова соотнесите с сюжетно композиционной схемы волшебной сказки (недостача-выход из дома-случайные встречи, предварительные испытания-основные испытания-дополнительные испытания-возвращение домой, достижения благополучия, гармонии, семейного счастья). В каких моментах рассказ совпадает со сказкой, а в каких-нет? Объясните источники и различия. Как реализованы в произведении сказочные по своему происхождению оппозиции: свой/чужой, человеческий/звериный, люди/не люди, живой/мертвый? Каким образом разрешаются конфликтные ситуации? Какова предназначение символики чёрного и белого цвета, образов солнца, дня и ночи, дома?
есть такое состояние человеческой души, когда хочется жить и жить, взлететь в небо, смеяться и петь, дарить свою радость всем, кто рядом. такое чувство называют счастьем. но, наверное, никто не может дать точного определения этого понятия, как никто до сих пор не определил точно, что такое любовь. люди стремятся быть счастливыми и испокон веков стараются понять, как этого достичь. дело в том, что счастье для каждого разное, в зависимости от личности человека, от его духовной сущности, мировоззрения и т.п.. а это, в свою очередь, зависит от воспитания, окружения, условий жизни и еще от многих факторов. «научить человека быть счастливым нельзя, - писал а. с. макаренко, - но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно». г. сковорода с ним, наверное, не согласился бы, он старался учить людей именно быть счастливыми, но не такие уже противоположные эти мысли: странствующий философ предусматривал в достижении счастья момент самопознания и даже самовоспитания. в подпочве счастья, по его мнению, лежат душевность, сердечность, простота, скромность, но не униженность, и - важно - умение понимать собственные желания и занимать место в жизни, соответствующее внутренним способностям. но последнему учить было тяжело, хотя идея будто проста. не каждый способен смотреть в собственную душу. «ищем счастье по странам, столетиям, - писал он, - а оно везде и всегда с нами: как рыба в воде, так и мы в нем, и оно возле нас ищет нас самих. нет его нигде от того, что оно везде. оно сродни солнечному сиянию - отклонения лишь вход в душу свою». итак, у каждого из нас свои пути к счастью и свое его понимание. для одних - это материальное благосостояние. для других личное счастье неразрывно со счастьем всей родины. кого-то делает счастливым власть, лесть подчиненных, деньги. а кто-то любит стены тихой лаборатории, где можно создавать, а не тратить время на администрирование. для володьки лебеды («собор» о. гончара») счастье - угодить начальству, а для николая баглая святая обязанность - сохранить для потомков собор невероятной красоты. усматривали люди счастье и в борьбе за идеалы. «лишь бороться - значит жить! » - таким было жизненное кредо каменщика. многие находят счастье в работе. есть даже полушутливая пословица приблизительно такого содержания: если человек хочет быть счастливым на месяц, ему надо влюбиться, если на год - вступить в брак, а если на всю жизнь - найти работу по душе. счастливый художник, который смотрит на только что созданное полотно. счастливая швея, которая любуется чистотой линии пошитого ею платья. счастлива девочка-первоклассница, которая впервые выполнила на «отлично». а каким несравненным счастьем может быть любовь! даже иногда не разделенная (как у франко или леси украинки), она способна вдохновлять на подвиги и на творчество. здесь речь идет не о потребности - именно о духовной любви, высокой и чистой, за которую не надо краснеть. сколько людей - столько и путей к счастью… а о каком счастье мечтаю я сегодня? поступить в институт, выучиться, а потом заниматься делом, которое мне нравится, а еще - иметь настоящую любовь. конечно, и благосостояние в доме было бы не лишним, но это не главное. я больше хочу иметь верных друзей. хочу, чтобы меня уважали. чтобы меньше было горя на земле. чтобы светило солнце и зеленели сады. что еще надо для счастья?