1)Прочитайте стихотворение «Изба отца». Дайте развёрнутый ответ на во Какие темы и мотивы использованы в стихотворении Ю.М.Леднева «Изба отца». Готовя ответ, обратите внимание на организацию строфы.
Юрий Макарович Леднев (1929 – 2001)
Изба отца
Изба, в которой вырос мой отец
ещё стоит над чистыми ключами,
хотя пустует днями и ночами,
хоть над крыльцом её
уже венец
поехал набок,
а слепые окна
на мир глядят
сквозь паутин волокна.
Вот девочка сбегает за водой.
Гремит ведро.
Сверкают резво пятки.
Кричу:
- Красавица, погодь… постой!
Чей это дом?
- Мы тут играем в прятки…
Как изменилась жизнь!
Курлычет дверь,
распахнутая, словно для объятья.
И некому закрыть её теперь.
В войну погибли все отцовы братья.
И сам сложил он голову в бою,
в Великую Отечественную…
Изба, в которой вырос мой отец,
ещё жива.
Стара, как мирозданье.
Я перед нею – школьник – сорванец,
за шалость заслуживший наказанье.
Иду поближе.
Трогаю рукой
замшелый сруб.
Наличник.
Очи – долу.
И к тёплым брёвнам крепко жмусь щекой,
как в детстве к материнскому подолу.
1971
«Превосходная должность – быть на земле человеком» – утверждение, которое лежит в основе всего творчества М. Горького.
Простота языка. Ранние романтические произведения Горького. Их отличительной является то, что в них герой Горького – борец. Вера в человека на самопожертвование составляет одно из свойств гуманизма писателя (на примере «Макара Чудры»).
Природа. Ее роль. Как благодаря действию природы герои реализуют себя.
В действительности: с моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию песка, набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка, его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и бросали их в костер раздувая пламя.
«Окружавшая нас тьма осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг, слева – безграничную степь, справа – бесконечное море, и прямо против меня – фигуру Макара Чудры, старого цыгана…»
В рассказанном:
«Вот из темноты…»
«Ночь светлая, месяц серебром всю степь залил, и далеко все видно».
«Усиливался дождь, и моря распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган…»
«… по степи в темноте ночи…»
Связь реального действующего лица с «легендарным героем». Главные жизненные утверждения»
«Его рассказ о давнем былом приобретает характерные свойства легенды. Чем жить человеку? Тем могучим и прекрасным, что заключено в нем самом: силой его духа, величием его чувств, неукротимым стремлением к свободе. Пусть это стремление приведет к смерти, но путь оно будет, потому что это главное в жизни, ее единственное, пока, богатство.» (Н. Наумова)
Макар Чудра
«Ведома…воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит его сердце? Он раб и все тут!…»
«…Живи, и все тут. И похаживай, да посматривай кругом себя, вот тоска не возьмет никогда…»
Радда и Зобар
«Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы от этого хорошо было».
«Никогда я никого не любила, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то я люблю больше чем тебя…»
«Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли…»
«Эх! Да и поклонюсь тебе в ноги, королева гордая!…»
«Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Пойко Зобар, на лицо его падали кудри, и не видно было его лица».
«Было тут над чем плакать…»
«В жизни всегда есть место подвигам…»
«Ну сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни, и как запомнишь, - век будешь вольной птицей…»
Герои сказания служат примером для подражания истинно свободному человеку.
Заключение
«Человек – это звучит гордо»
Есть у казахов и свой дракон – айдахар. У него нет ни ног, ни крыльев, а отличить его от других существ можно по неуёмной жажде и отсутствию пуповины. Согласно поверью, если обычная змея в течение ста лет не попадётся на глаза человеку, то она может превратиться в айдахара.
По легенде казахский дракон обитает у подножья мирового дерева. Он проглатывает золотое яйцо – Солнце, откладываемое священной птицей Самрук в кроне этого дерева, что символизирует вечную борьбу добра и зла, смену лета и зимы, дня и ночи. Увидеть архитектурное воплощение этой истории можно в Астане, где находится знаменитый монумент «Байтерек». Дракона как такового вы здесь не найдёте, а вот яйцо, которое ему предстоит проглотить, – это и есть тот самый шар, который венчает вершину конструкции, то есть «дерева жизни»