1. Произведение А.С.Пушкина «Пиковая дама» по жанру повесть. Укажите признаки повести ( )
A) небольшой объем, драматизм сюжета, повтор, таинственность
В) поучительная история, притча
С) короткий рассказ с моралью, с нравоучением, главные герои- животные, растения, люди
Д) небольшой объем, одна сюжетная линия, мало героев, короткий промежуток времени
2.Какое выразительное средство использовал А.С.Пушкин в предложении: «…дети мои, внуки и правнуки благословят вашу память и будут ее чтить, как святыню»?( )
А) олицетворение
В) перифраз
С) гипербола
Д) сравнение
3. Николай Иваныч из рассказа А.П.Чехова Крыжовник» мечтает купить маленькую усадьбу ( )
А) в которой обязательно будут готовить варенье
В) которая будет обязательно на берегу реки или озера
С) которая будет размером в 5 аршин
Д) в которую обязательно будет приезжать брат
4.Дайте развернутый ответ на во Почему рассказ А.П.Чехова называется «Попрыгунья»? ( )
Задание.
Выполните одно из трех заданий по вашему выбору. Напишите эссе на одну из предложенных тем. Объем работы 100-150 слов.
«Расчёт, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость!”- говорит Германн. В этой фразе обозначена и цель героя и средства ее достижения. Но ли ему это ли он достичь того, к чему стремится?
«Приземлённые мечты приземляют душу» (по рассказу А.П.Чехова «Крыжовник»)
«Над чем меня заставила задуматься повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама»?
«Почему судьба неблагосклонна к Германну»?(по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»)
«Всегда ли цель оправдывает средства»? (по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама»)
«Справедливо ли наказана Ольга Ивановна»? (по рассказу А.П.Чехова «Попрыгунья»)
Как Дымов относится к Ольге Ивановне, а как она относится к нему? (по рассказу А.П.Чехова «Попрыгунья»)
Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку… Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы». Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды. Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части — до и после войны. В мире — дисгармония, хаос, неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с синтаксиса. Уже во второй строфе мы видим односоставные безличные предложения: «Просторно. Холодно. Высоко». В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, переживший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал? Центральная часть стихотворения — это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали. Мы видим юного мальчишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звездочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него — «табак в кисете», «мундштук наборный», он балагурит с девушками, старается хромать «сильнее» из-за ранения. Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив, реалистичен. Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями: Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и юность! И это все в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни — юности. Вместе с тем эти строфы — уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны. Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы можем выделить три части. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная и смежная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («сороковые, роковые, свинцовые, пороховые», «в замурзанной ушанке»), метафору («Война гуляет по России…»), анафору (4, 5, 6 строфы), лексический повтор («И погорельцы, погорельцы…»), риторическое восклицание («Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и юность!»