1. Пушкинский мотив прощания с юностью, «буйством глаз и половодьем
чувств», с особой силой прозвучал в лирике Сергея Есенина. Сравните
чтение стихотворения и исполнение романса. Услышали ли вы разницу
в смысловых акцентах двух трактовок есенинского стихотворения?
В каком варианте явственнее звучит светлая грусть по утраченной юно-
сти, а в каком - острое сожаление о том, что «Ты теперь не так уж
будешь биться, / Сердце, тронутое холодком»? Подготовьте развёрнутый
письменный ответ на этот во
В повести Карамзина «Бедная Лиза» рассказывается о любви молодого дворянина
Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живёт вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продаёт цветы и здесь знакомится с Эрастом. Эраст – это человек-«с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным» . Его любовь к Лизе оказалась не прочной. Эраст проигрывается в карты. Стремясь поправить дела, он собирается жениться на богатой вдове, поэтому оставляет Лизу. Потрясённая изменой Эраста, Лиза в отчаянье бросается в пруд и тонет. Этот трагический конец во многом предопределён сословным неравенством героев. Эраст – дворянин. Лиза – крестьянка. Их брак невозможен. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают. В повести автор ценит не знатность и богатство, а душевные качества к глубокому чувству.
Карамзин был великим гуманистом, человеком с тонкой душой. Он отрицал крепостное право, не признавая за людьми власти распоряжаться жизнью других людей. Хотя героиня повести не крепостная девушка, а свободная крестьянка, тем не менее, сословная стена между ней и её возлюбленным не преодолима. Даже любовь Лизы не смогла разрушить этого барьера.
Читая повесть, я полностью на стороне Лизы, переживаю восторг любви и скорблю по поводу гибели девушки. Обратившись к высокой теме неразделённой любви, Карамзин понимал и чувствовал, что драму человеческих чувств не возможно объяснить только социальными причинами. Образ Эраста в этом смысле очень интересен, характер его противоречив; обладает нежной поэтичной натурой, красив, за что Лиза и полюбила его. В то же время Эраст эгоистичен, слабоволен на обман; с холодной жестокостью он выводит Лизу из своего дома, но, узнав о её смерти, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Автор подчёркивает, что никакое сословное превосходство не освобождает человека от ответственности за свои поступки.
К ним и так безжалостны ветра...
Был порыв души - горяч, неистов ;
Был со шквалом танец до утра...
Было всё - от солнца поцелуи;
Обнимала ласково заря;
И дождей ликующие струи
Их ласкали томно до утра.
Зарождались будущего почки.
Трели птиц звенели в вышине.
Жаркие у лета были ночки !
К ним любовь струилась в тишине...
А потом пришла пора иная -
Охладели птицы и дожди.
Покраснели, со стыда сгорая,
Листья...И любви уже не жди...
И, на быстрый танец приглашая,
Ветер поглумился над листвой -
От родимых веток отрывая,
Обещал ей радость и покой.
А в итоге, расшвыряв по свету,
На костры обрёк свою любовь !
Только ведь весной, поверив ветру,
Эта сказка повторится вновь !