1. Пьеса называется «На дне». Каков, по-вашему, смысл названия?
2. На основной во что такое правда?» в пьесе дается три варианта ответа: правда Бубнова, правда Луки и правда Сатина. Чья позиция вам ближе?
3. Почему Лука вмешивается в жизнь ночлежников? Что ему нужно?
4. Почему Лука по-разному относится к Наташе, Пеплу, Насте, Актеру, с одной стороны, и к Барону, Бубнову, Сатину – с другой?
5. В чем смысл притчи о праведной земле, рассказанной Лукой?
6. Виноват ли, как вам кажется, Лука в гибели Актера?
7. Чего не хватает героям пьесы, чтобы вырваться со «дна»?
8. Вам нравится какой-нибудь персонаж пьесы? Вам кого-нибудь жалко?
9. «Человек -свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум -человек за все платит сам, и потому он - свободен!.. Человек - вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они,
старик, Наполеон, Магомет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Всё– в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью...уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это... чувствовать
себя человеком!.. Я - арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по
улице, люди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются...и часто говорят мне - "Мерзавец! Шарлатан! Работай!" Работать? Для чего?Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше! Человек - выше сытости!..» Кому принадлежат эти слова? Напишите свои размышления о содержании этих слов.
10. К какому литературному течению относится пьеса? (Реализм, романтизм, критический реализм, натурализм, сентиментализм, классицизм?)
уверен в том, что нельзя проводить время в бездействии, не годится «спать в постели при свете утренней звезды» . Он говорит о том, что как только ты позволишь себе расслабиться, дашь своей душе поблажку, освободишь ее от труда, от движения вперед, так сразу же лень возьмет над тобой верх:
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
Читая это стихотворение Н. А. Заболоцкого, мы начинаем убеждаться в справедливости и правильности наставлений поэта. Мы начинаем понимать, что душа — наша «рабыня и царица»
И тогда уже лень и безразличие возьмут верх над нами, станут управлять нашей жизнью. И мы будем стоять в своем развитии на месте, «толочь воду в ступе» , а может быть, и скатимся вниз. Вот для того, чтобы этого не случилось, и нужно уметь управлять своей душой.
Эпиграфом к первому изданию рассказа были взяты строки из
Апокалипсиса: "Горе тебе, Вавилон, город крепкий" , в последнем
издании Бунин снял этот эпиграф. А эпиграф очень точно отражает
идею рассказа . Писатель как бы подчеркивает, что судьба нынешнего капиталистического мира схожа с судьбой Вавилона, утопавшего
в роскоши и исчезнувшего бесследно.
Эту обреченность Бунин показывает на судьбе своего героя:
всю жизнь он посвятил накоплению богатства, и когда "почти сравнялся
с теми, кого некогда взял себе за образец" , его неожиданно настигла
смерть. Перед лицом судьбы слабы и безоружны все владыки мира,
утверждает Бунин. И корабль, плывущий по водам океана, - не ковчег
, а Вавилон, погибшая цивилизация.
Объяснение:
нет