1. Расскажите о творческой истории поэмы «Мцыри». 2. Какой предстаёт в воображении Мцыри его родина и какие чув-
ства она в нём пробуждает?
3*. Какова композиционная роль образа чернеца?
4. На что обращает внимание Мцыри в окружающей его природе?
5. Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с мо-
лодой грузинкой и бое с барсом? Для того чтобы наглядно пред-
ставить ситуацию и прийти к обоснованным выводам, в две колон-
ки запишите ключевые слова (по каждому эпизоду отдельно).
6. Какими средствами художественной выразительности переда-
но напряжение боя? Выпишите наиболее экспрессивно окрашен-
ные слова и предложения.
а Экспрессия
выразительность; сила проявления каких-либо
чувств, переживаний и т.п.
7. Найдите и приведите примеры других форм выразительности
поэтической речи: сравнений, эпитетов и прочих тропов, поэтичес-
8. Важнейшим средством, с которого раскрывается ха-
рактер героя поэмы, является монолог. Определите значение этого
кого синтаксиса.
термина.
9. Найдите
не?
и прочитайте строки поэмы, которые особенно ярко
свидетельствуют о страстном, мятежном характере юного героя.
10°. Какое место в структуре произведения занимает «песня рыб-
дят ассонанс, аллитерация, звукоподражание).
295
Замечательный рассказ Михаила Пришвина "Лимон" заставляет читателей улыбнуться.Автор с любовью пишет о маленькой собачке,но большом защитнике.Получив в подарок от китайца маленькую,почти лысую собачку, директор совхоза был удивлён.Лимон,так звали рыженького пса, оказался с характером.С самого начала он вызывает и чувство умиления,и чувство смеха,маленький "гигант" сразу хватает хозяина за палец и совсем не боится окружающих.
Дома Лимон устраивает настоящий террор домашним питомцам,он ставит на место собак,кота,барана,грача,дерётся даже с ежом."Визгу много, шерсти мало!"-там автор выразил свои чувства к собачке. Лимон забавный пёс,его "героическая" защита хозяйки вызывает чувство уважения.
В конце рассказа хозяин,устав от наглости пса,накрывает его шляпой.Лимон с несчастным видом замолкает,перестаёт лаять и кусаться.Жалко собачку,шляпа унизила чувство достоинства пса,считавшего себя грозным и сильным.Рассказ учит быть внимательными с домашними питомцами,даже у маленьких собак есть гордость.Читается легко,на одном дыхании,история для взрослых и детей.
1. Укажите фамилию княжны Мери.
б) Лиговская.
2. В каком городе произошло знакомство Печорина и Мери?
г) Пятигорск
3. Что уронил Грушницкий у колодца, чтобы привлечь внимание Мери?
а) стакан .
4. Укажите бальный танец, на который мечтал пригласить Мери Грушницкий, но заранее ее пригласи Печорин.
в) вальсю
5. В каком воинском звании Грушницкий приехал на воды и скрывал его от княжны.
б) юнкер
6. Как звали женщину с родинкой на щеке, с которой тайно встречался Печорин?
б) Вера.
7. Как называли людей, приехавших лечиться на Кавказ?
в) водяное общество.
8. На скольких шагах стрелялись Печорин и Грушницкий?
г) 6 .
9. Чей это портрет: «…мал ростом, худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…»?
в) Вернер.
10. Кто в повести говорит эти слова: «Эти петербургские слётки всегда зазнаются, пока их не ударишь по носу! Он думает, что он только один и жил на свете, оттого что носит всегда чистые перчатки и вычищенные сапоги…»
а) Грушницкий .