1. Смоленский край считается песенным. Назовите ведущие жанры фольклора Смоленского края
а) пословица б) былина в) загадка г) сказка
2. Кто из киевских князей стал братоубийцей в «Сказании о Борисе и Глебе»?
а) Ярослав б) Святослав в) Святополк.
3. Кому из писателей, участников войны 1812 года, принадлежат «Записки партизана»?
а) Н.А.Дурова б) Ф.Н.Глинка в) Д.В.Давыдов.
4. . Где происходит действие пьесы А.С.Грибоедова «Горе от ума»?
А) в городе Н, Б) в доме Чацкого, В) в доме Фамусова
5. Укажите героя произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», от имени которого ведётся повествование:
1) Алексей Швабрин
2) капитан Миронов
3) Пётр Гринёв
4) Савельич
6. Определите жанр произведения Н. В. Гоголя «Женитьба»:
1) драма
2) трагедия
3) комедия
4) повесть
7.Кто из русских писателей начала 20 века собирался бороться на Смоленщине с «тьмой египетской»? Запишите его имя и название произведения
8. Назовите фамилию известного смоленского поэта, чьи песни любят и поют до сих пор. Запишите его имя и названия стихотворений
9. Как звали главного героя поэмы А.Т.Твардовского «Книга про бойца»?
10. Этот писатель стоит у истоков жанра научной фантастики. Он автор романов «Человек-амфибия», «Над бездной» и др. Назовите его фамилию.
В1 «Одинокое дерево в поле – не лес…
Одинокому дереву поросль нужна,
Чтоб росла, вырастала до самых небес
И надеждою стояла вокруг, как стена». Л.Козырь
- здесь:
А) аллегория, Б) сравнение , В) антитеза.
В2 I Соотнесите название произведения и автора.
1 «Роковые яйца» 1 А.Р.Беляев
2 «А зори здесь тихие» 2М.А.Булгаков
3 «На старой Смоленской дороге» 3 Б.Васильев
4 «Человек-амфибия» 4 Н.Рыленков
В3. Соотнесите имя писателя (поэта) и его годы жизни:
1) А.С. Грибоедов а) 1809-1852
2) Гоголь Н.В. б) 1795-1829
3) Пушкин А.С. в) 1799-1837
4) М.В.Исаковский г) 1900-1973
В4. Обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе содержания произведения, это:
1) художественная идея
2) композиция произведения
3) тема произведения
4) сюжет
В5. Соотнести имя писателя и памятные места:
1) А.С.Грибоедов а) Сычевка, Вязьма
2) А.Т.Твардовский. б) Хмелита
3) М.Булгаков в) хутор Загорье, станция Починок
С. Какое произведение родной русской литературы произвело особое впечатление? Объясните свой выбор. Какова тема и идейное содержание этого произведения?
И.А. ТЯГИНА,
учитель биологии,
Л.М. АНТОСЮК,
учитель литературы,
Тюльганская СОШ № 2,
Оренбургская обл.
Может ли слепой прозреть?
Интегрированный урок по произведению В.Короленко «Слепой музыкант»
Оборудование: восьмицветовой набор теста Люшера, магнитофон, аудиокассета.
ХОД УРОКА
Всё видеть, всё понять,
всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета
вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Всё воспринять и снова воплотить.
М.Волошин
… он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных.
В.Короленко
Учитель биологии. Человеку непросто жить в мире, особенно тому, кто родился с физическими недостатками.
Учитель литературы. Об этом повесть русского писателя В.Короленко «Слепой музыкант». Она была задумана как экспериментальный этюд. В ней свобода художественного вымысла сочетается со строгими принципами научного анализа. В повести раскрываются два аспекта: биологический (слепорожденный мальчик тянется к свету) и социальный (естественная природа человека протестует против частного случая нарушения ее законов).
Учитель биологии. На земном шаре насчитывается более 40 млн человек, пораженных слепотой, 80% из них живут в развивающихся странах. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире число людей, теряющих зрение из-за болезней глаз, растет с каждым годом.
Каждые 5 секунд в мире слепнет 1 человек. В 80% случаев слепоту можно предотвратить.
Учитель литературы. Автор ставит в повести ряд вопросов и отвечает на них.