1. Соотнесите автора и произведение.
1. Н.М. Карамзин А) «Горе от ума»
2. В. А. Жуковский Б) «Евгений Онегин»
3. Неизвестный автор В) «Светлана»
4. А. С. Пушкин Г) «Слово о полку Игореве»
5. А.С. Грибоедов Д) «Бедная Лиза»
II. Соотнесите термин и определение
1) сентиментализм А) был известен с начала XVIII до начала XIX века и всё это время был господствующим
направлением и методом в литературе. Одной из важных черт этого литературного течения являлось
обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону.
2) реализм Б) литературное направление (в России — в конце XVIII и нач. XIX в.), возникшее как протест против
оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и
идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы.
3) классицизм В) направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение
действительности в её типичных чертах.
4) романтизм Г) направление в европейской и американской культуре конца XVIII века – первой половины XIX века,
характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением
сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
III. В основе произведения «Слово о полку Игореве»:
1) историческая реальность 2) художественный вымысел 3) фантастика
2) Эраст женился на богатой вдове, потому что:
1) благосостояние для него было важнее любви; 2) не мог продолжать отношения с крестьянкой 3) в армии
проиграл свое имение и остался без средств
3) А. С. Грибоедов писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек,
разумеется, в противоречии с обществом, его окружающим». Кого имел в виду
писатель:
4) Что лежит в основе сюжета комедии «Горе от ума»?
1) любовная интрига,
2) конфликт «века нынешнего» и «века минувшего»,
3) дуэль между Чацким и Фамусовым
5) «Служить бы рад, прислуживаться тошно», - говорит:
1) Фамусов 2) Чацкий 3) Молчалин
6) Определите жанровую принадлежность произведения «Горе от ума»:
1) комедия, 2) поэма 3) роман в стихах
Часть IV. Из каких произведений взяты отрывки?
(запишите название произведения и автора)
1. «Науки юношей питают,
Отраду старым подают
В счастливой жизни украшают.
В несчастной –случай берегут…».
2. «…И половцы неготовыми дорогами побежали к Дону великому…»
3. «Счастливые часов не наблюдают.»
В 1835 году Гоголь начал сочинять комедию «Ревизор», сюжет которой подсказал ему Пушкин. В начале 1936 года состоялась премьера пьесы в Москве и Петербурге. Однако Гоголь продолжал вносить коррективы в текст произведения вплоть до 1842 года, когда была завершена окончательная редакция.
«Ревизор» – пьеса совершенно новаторская. Гоголь впервые создал социальную комедию без любовной линии. Ухаживания Хлестакова за Анной Андреевной и Марией Антоновной скорее пародия на высокие чувства. В комедии нет также ни одного положительного персонажа. Когда писателя упрекали в этом, он отвечал, что главный положительный герой «Ревизора» – смех.
Необычна и композиция пьесы, поскольку в ней нет традиционной экспозиции. С первой же фразы Городничего начинается завязка сюжета. Финальная немая сцена также немало удивила театральных критиков. Ранее никто не использовал такой прием в драматургии.
Классическая путаница с главным героем приобретает у Гоголя совершенно иной смысл. Хлестаков не собирался выдавать себя за ревизора, он какое-то время сам не мог понять, что происходит. Просто считал: уездное начальство заискивает с ним только потому, что он из столицы и модно одет. Окончательно открывает глаза щеголю Осип, уговаривая барина уезжать, пока не поздно. Хлестаков не стремится обмануть кого-либо. Чиновники обманываются сами и втягивают мнимого ревизора в это действо.
Сюжет комедии построен по замкнутому принципу: пьеса начинается с новости о приезде ревизора и заканчивается таким же сообщением. Новаторство Гоголя проявилось и в том, что в комедии нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте.
Несомненным новшеством явился и сам главный герой. Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Писатель так характеризует Хлестакова: «без царя в голове». Характер героянаиболее полно проявляется в сценах вранья. Хлестаков столь сильно вдохновлен собственным воображением, что не может остановиться. Он нагромождает одну нелепицу за другой, даже не сомневается в «правдивости» своей лжи. Игрок, мот, любитель приударить за женщинами и пустить пыль в глаза, «пустышка» – таков главный герой произведения.