1. Соотнесите годы жизни и имена поэтов.
1. 1893 - 1930 а. Блок А.А.
2. 1895 – 1925 б. Маяковский В.В.
3. 1880 - 1921 в. Есенин С.А.
2. Соотнесите факты биографии и имена поэтов.
1. Сын лесничего. а. Блок А.А.
2. Дед – «отец русской ботаники», тесть – ученый-химик. б. Есенин С.А.
3. Крестьянская семья. в. Маяковский В.В.
3. Соотнесите характеристики-афоризмы и имена поэтов.
1. «Трагический тенор эпохи». а. Блок А.А.
2. «Агитатор, горлан, главарь». б. Есенин С.А.
3. Поэт «бревенчатой избы» в. Маяковский В.В.
4. Соотнесите особенности выразительной системы и имена поэтов.
1. Народность поэзии, метафоричность образов. а. Блок А.А.
2. Стихотворная строка разбивается «лесенкой», чтобы точнее донести до читателя все оттенки поэтической речи. б. Есенин С.А.
3. Символичность образов. в. Маяковский В.В.
5. Соотнесите отношение к революции и имена поэтов.
1. Революцию принял с «крестьянским уклоном». а. Маяковский В.В.
2. Новая эпоха, пришедшая после революции, - трагическое время потерь и разрушений». б. Есенин С.А.
3. Голос поэта воспевает «коммуну во весь голос». «Моя революция». в. Блок А.А.
6. Соотнесите средства художественной выразительности:
1. ораторская интонация, акцентный стих а. Блок А.А.
2. метафоричность и цветовые эпитеты б. Есенин С.А.
3. зашифрованность при образов – символов в. Маяковский В.В.
7. Определите художественные средства выразительности, с которых С.Есенин создает образ природы:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
А) эпитеты; Б) метафора; В) сравнение; Г) метафористическое сравнение
8. Назовите автора этих строк:
Я вернусь, когда раскинет ветви
По - весеннему наш белый сад,
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как много лет назад.
А) А.А. Фет; Б) А.С. Пушкин; В) С.А. Есенин; Г) А.А. Блок.
9. В чём художественное новаторство лирики Маяковского?
10. Кем был дед Блока по материнской линии?
11 Чей это портрет: «Лицо удивляло девичьей красотой, но волосы не были ни цвета «золотого льна», ни цвета «спелой ржи»?
Вся судьба главного героя открывается уже во время чтения второй главыВ ней Лермонтов предоставляет слово своему главному герою, дает Мцыри возможность «душу рассказать». Переживания романтического героя, его поиски свободы, как внешней, так и внутренней и, в конце концов, отчаяние от постигшей его неудачи — вот что положено в основу оставшихся двадцати четырех глав. Для того, чтобы как можно полнее раскрыть внутренний мир Мцыри, Лермонтов выбирает форму исповеди, которая считалась одной из наиболее удачных форм для романтических произведений.
. Дана экспозиция — рассказ о жизни героя в монастыре, завязкой сюжета может считаться момент побега Мцыри из монастыря. Имеется и традиционная для романтической поэмы концовка — смерть персонажа. При сохраненных основных элементах поэмы особенности композиции «Мцыри» заключаются именно в соотношении временных планов в поэме и размере частей композиции. Акцент делается на трех днях, проведенных Мцыри на свободе: им, а не всей остальной жизни героя посвящена поэма. Лермонтов подчеркивает значимость этих дней композиционно, благодаря их обширному описанию. Обращается он также и к художественно-стилистическим приемам. Смена сухого, краткого, как заметки в дневнике стиля повествования в начале поэмы на образную, а кое-где даже восторженную речь от лица главного героя еще раз подчеркивает значимость его исповеди.
Важным композиционным элементом, необходимым для продвижения вперед сюжета, является кульминация — момент прямого столкновения героя и его антипода, либо же борьбы их идей. В случае с «Мцыри» кульминацией поэмы может быть назван эпизод битвы героя с барсом. Здесь Мцыри предстает перед читателем на пике своей физической и духовной красоты. Он не только одерживает победу, но и сливается с природой в единой гармоничное целое. Момент его торжества не омрачен ненавистью к сопернику, Мцыри искренне восхищается им и упивается красотой битвы. Для него это противостояние на равных. Это также является необычным для классической романтической поэмы, в которой обычно четко определены стороны добра и зла. В поэме же Лермонтова невозможно с уверенностью обозначить, кто считается для героя основным противником и на противопоставлении чего с чем строится сюжет «Мцыри».
Действие поэмы начинается в монастыре — там же оно и завершится. Поэтому композиция «Мцыри» относится к замкнутым композициям. Благодаря этой замкнутости в последних строках особенно сильно звучит излюбленный мотив Лермонтова — мотив рока, неотвратимого и неизбежного. «Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!» – восклицает Мцыри перед смертью. Тщательно выстроенная композиция в сочетании с необычным сюжетом в полной мере раскрыть трагедию жизни Мцыри и поднять поэму Лермонтова до вершин романтического творчества.