1. Стёпка задумал обойти Землю. Что вы знаете о кругосветных путешествиях? 2. Кого он взял с собой в путешествие? Опишите портреты ребят.
3. Представляли ли дети трудности похода?
4. В походе выяснились некоторые черты характера ребят. Қакие?
5. «Мало знать географию и таблицу умножения. Чтобы идти в кругосветное путеше-
ствие, надо иметь высшее образование в размере пяти курсов. Надо знать всё, что
там преподают, включая космографию. А те, которые пускаются в дальний путь без
этих знаний, приходят к печальным результатам». Чьи это слова?
6. Какой это рассказ: грустный или смешной? Обоснуйте свой ответ.
Образ моря, бушующего и свободного, занимает центральное место. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей — Байрона и Наполеона.
В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть романтическим символом, а становится просто пейзажем.
В элегии «К морю» поднимается традиционная для романтизма темаромантического бегства героя. В этом смысле его интересно сопоставить с одним из первых стихотворений романтического периода в творчестве Пушкина «Погасло дневное светило...» (1820), где также возникает тема бегства. Здесь лирический герой стремится уйти в какие-то неведомые «волшебные края» (романтическое неприятие окружающей действительности), а в стихотворении «К морю» говорится уже о неудаче этого романтического путешествия