1)у героїчному епосі «пісня про роланда» відбувається боротьба між:
а)франками та маврами
б)рабами та рабовласниками
в)поміщиками та селянами
г)православними та католиками
2)у вірші лі бо «сосна біля південної галереї» сосна– це символ:
а)музи поета, його коханої
б)нев’янучої природи
в)самого поета
г)стійкості та героїзму
3)до особливостей світогляду людини середньовіччя не належить:
а)зміна моральних пріоритетів
б)громадянська доблесть
в)символізм й алегоризм
г)теоцентризм
4)на світогляд і творчість китайського поета ду фу особливо вплинуло вчення:
а)християнство
б)конфуціанство
в)даосизм
г)буддизм
5)до основних тем і мотивів творчості ду фу не належить:
а)викриття війни та несправедливості
б)співчуття до знедолених і скривджених
в)кохання
г)увага до внутрішнього світу людини
6)основою твору «пісні про роланда» є:
а)спогади очевидців про колишні битви та походи
б)філософські роздуми про сенс людського буття
в)фантастичні події, що переплелися з реальністю
г)поетично переосмислені історичні події
Павел Петрович: “Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!” “Брат, исполни обязанность твою обязанность честного т благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!… Женись на Фенечке…Она тебя любит, она – мать твоего сына”. “…станем исполнять свой долг; и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу”.
Аркадий: я нахожу, что он (отец) должен бы жениться на ней”. “…я не богат и чувствую, что готов на все жертвы…”
Базаров: “Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал”. “И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все чепуха, романтизм, гниль, художество. Пойдем лучше жука смотреть”. “Свободно мыслят между женщинами только уроды”. “Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтичном, называл белибердой, непростительной дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни и не однажды выражал свое удивление: почему не посадили в желтый дом Торенбурга со всеми минезингерами и трубадурами? “Нравится тебе женщина, - говаривал он,- старайся добиться толку; а нельзя – ну, и не надо, отвернись – земля не клином сошлась”. “…что за охота говорить и думать о будущем, которое большей частью от нас не зависит? Выйдет случай что-нибудь сделать – прекрасно, а не выйдет, - по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал”. “…лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца”. “Мужчине некогда заниматься такими пустяками; мужчина должен быть свиреп, гласит отличная испанская поговорка”. “…да при том любовь… ведь это чувство напускное”. “Сам себя не сломал, так и бабенка тебя не сломает”.
Одинцова: “По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и возврата. А то лучше и не надо”. “Скажите, отчего даже мы наслаждаемся, скажем, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатичными людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастие, чем действительным счастьем, то есть таким, коим мы сами обладаем?” “Нет…бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”.
Катя: “О нет! К чему это? (властвовать) Напротив, я готова покоряться – это я понимаю; это счастье; но подчиненное существование…Нет, довольно и так.”.
Фенечка: “Мне Николая Петровича не любить – да после этого сне и жить не надо!”№
"Горе от ума" Грибоедова - произведение удивительное во всех отношениях. Автор детально изобразил всех персонажей, но образ Чацкого стал его бессмертным творением.
Чацкий - чужой среди своих. Именно поэтому он становится в глазах общества, в котором вырос, сумасшедшим. Заграничные либеральные идеи начисто вытеснили из него предрассудки московского общества. Он оказался абсолютно одиноким среди своих соотечественников.
Чацкий - участник двух сюжетных линий, двух конфликтов. Во-первых, это любовный треугольник (Чацкий - Софья - Молчалин). Во-вторых, это противостояние Чацкого и фамусовского общества.
Грибоедов писал, что в пьесе "двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека". Но ум Чацкого в фамусовском обществе не просто бесполезен, он является бесспорным недостатком. "Да этакий ли ум семейство осчастливит?" - говорит Софья о Чацком.
Чацкий один смотрит на московскую жизнь здраво. Все герои комедии довольны своим положением, а Чацкий может его критиковать. Тем самым он разрушает основу существования фамусовского общества. Главный герой высмеивает любовь Софьи к Молчалину. Поэтому-то у нее и срывается с языка фраза: "Он не в своем уме!". И пусть Софья сказала это случайно, она рада, что собеседник понял ее в прямом, а не в переносном смысле:
Готов он верить!
А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить.
Угодно ль на себя примерить?
Прототипом Чацкого стал декабрист Чаадаев. Явное созвучие в фамилиях еще раз подчеркивает замысел автора: показать вольнолюбивого, целеустремленного и возродить Россию, утонувшую в лести и предрассудках, человека. Чацкий всеми силами пытается открыть глаза фамусовскому обществу и убеждениями, и высмениванием. Но стена между такими как Чацкий и Фамусов не поддается разрушению, поэтому не понятно: Чацкий ли отвергает общество или общество Чацкого? Все зависит от личной точки зрения. Фамусовское общество считает себя абсолютным победителем, а Чацкий удаляется не с торжеством, не с видом побежденного, а с видом человека, который разочаровался в самом дорогом:
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок...
Бегу, не оглянусь. Пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок...
И Чацкий действительно должен был бежать, потому что такая жизнь как у Фамусова и его знакомых губительно, паразитически действует на сознание человека. Чацкий осознал, что в такой атмосфере можно задохнуться:
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Чацкий стал предшественником романтических героев: ищущих свободу, отвергнутых (или отвергающих?) общество. И как ни различны Печорин у Лермонтова и князь Андрей у Л. Толстого - они все так же, как и Чацкий страдают от нехватки правды и невозможности найти свободную истину.