1. Укажите жанр произведения М. Пришвина «Кладовая солнца».
1) рассказ
2) сказка
3) сказка-быль
4)
2. Где происходит действие в «Кладовой солнца»?
1) в городе Переславль-Залесском
2) в одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского
3) в районе Блудова болота в Белоруссии
4) в районе Блудова болота Харьковской области
3. От чьего лица ведётся повествование?
1) Митраши
2) Насти
3) геологов, разведывающих богатства болота
4) жителей села
4. Узнайте героя по описанию: «Волосы ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые».
1) Митраша
2) Настя
3) мать Митраши и Насти
4) соседка-подружка
5. Узнайте героя по описанию: «…коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий».
1) Митраша
2) Настя
3) отец Митраши и Насти
4) сосед-друг
6. Какое ремесло освоил Митраша в свои 10 лет?
1) бондарство: научился у отца делать деревянную посуду
2) печное дело: умел класть кирпичные печи
3) гончарство: мастерил глиняные горшки
4) сапожное дело: умел чинить обувь
7. Кто вытащил Митрашу из болота и ему жизнь?
1) Настя
2) собака Травка
3) односельчане
4) ему самому удалось Что, по словам рассказчиков, было главным в отношениях Митраши и Насти?
1) прекрасное равенство
2) главенство Насти
3) главенство Митраши
4) равнодушие друг к другу
9. Что осуждает автор в Насте?
1) страх, который она испытала, увидев лося
2) эгоизм, потому что она, не думая о брате, забрала с собой всю еду
3) равнодушие к судьбе брата
4) жадность, из-за которой она забыла о своем брате
10. Что сделала Настя с собранной клюквой?
1) засушила впрок
2) сварила варенье
3) выбросила, чтобы не вспоминать о случившемся
4) отдала целебную клюкву больным детям из Ленинграда
11. Как называется использованный М. Пришвиным приём, при котором неодушевленные предметы наделяются признаками живых существ?
1) сравнение
2) олицетворение
3) метафора
4) эпитет
12. Укажите пример использования олицетворения.
1) После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
2) Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.
3) Белая Куропатка, как будто ведьма, хохочет.
4) Только слышался тут тягостный, щемящий и нерадостный вой.
13. В чём состояла правда Антипыча, которую он перешепнул своей собаке?
1) в вековечной суровой борьбе людей за любовь
2) в постоянном превосходстве людей над природой
3) в милосердном отношении людей к природе
4) в непрестанной связи человека и природы
14. Укажите вариант, в котором дан более точный ответ на во В чём смысл названия произведения «Кладовая солнца»»?
1) В этом произведении говорится о болоте с богатыми залежами торфа.
2) Под «кладовой солнца» понимается весь растительный и животный мир леса.
3) Возле Блудова болота геологи нашли залежи золота.
4) «Кладовая солнца» - это добрые, любящие сердца людей, их душевное богатство.
15. Какова основная тема «Кладовой солнца»?
1) трудности военного времени
2) размышления о том, насколько природа выше человека и человеческих страстей
3) взаимоотношения между людьми
4) единство человека и природы, необходимость заботливого отношения к природе
лучи падали
великаны-деревья
лес глухо гудел
гудели сердитые песни
ветер бил
тени прыгали
ветер пел похоронную песню
тени пляшут
торжествуют духи
страх сковал
болото разевало пасть
деревья заступали дорогу
зашептали деревья
молнии летали, исчезали
молнии разрывали тьму
вскипело негодование
гром гремел, и лил дождь
лес расступился
сияло солнце
вздыхала степь
блестела трава в брильянтах дождя
золотом сверкала река
ползли тучи
Море шумело
2.эпитеты –
непроходимые леса
каменные деревья
кольцо крепкой тьмы
безмолвная пляска
холодный огонь
ядовитый смрад
голубые воздушные цветы
злые духи
трусливые слова
сердитые песни
холодный огонь
торжествующий шум леса
дрожащая тьма
смелое сердце
гордый смельчак
голубые искры
великое сердце
старое тело
человеческая фантазия