1)Узнав из статьи учебника о роли семьи в жизни Л. Н. Толстого, ты не удивишься тому, что историю России он осмысливает через историю семей. У каждой семьи — своя судьба, своя роль в истории государства. Да, у каждой семьи. И Л. Н. Толстой показал семьи, которые можно считать образцовыми (это Болконские и Ростовы), семьи, которые — при всей их родовитости — нельзя назвать достойными (например, Курагины), семьи самые разные… Смотри характеристику этих семей, данную в материале учебника на стр. 106. Со всеми тремя семьями связан Пьер Безухов, «незаконный сын, неожиданный богач, одиночка, психологически больше всего напоминающий автора романа» (стр. 106).
Сначала мы поговорим о семье Ростовых. Прочти фрагменты романа, помещённые в файлах «Ростовы». Конечно, здесь малая толика сказанного о них в романе. На каких нравственных ценностях основана жизнь этой семьи? Что даёт основание сказать о Ростовых «широкие, поэтичные, душевные»?
2) Прочти приведённый в сокращении эпизод встречи Андрея Болконского с сестрой и отцом накануне отправления на войну (файлы «Болконские»). На каких нравственных ценностях основана жизнь этой семьи? Что важнее для старого князя Болконского — разум или чувство, любовь к семье или долг перед Отечеством?
3)Семья Курагиных (князь Василий, Элен и Анатоль) — воплощение безнравственности. Ради выгоды они лгут, лицемерят, для них нет моральных норм. Вспомни, например, как ради богатства Элен выходит замуж за Пьера, изменяет ему с Долоховым, не стыдясь этого; как Анатоль ради перспектив выгодной женитьбы обольщает Наташу Ростову, которая готова была с ним сбежать; как меняет своё отношение к Кутузову князь Василий…
В файлах с выдержками из романа, где говорится о Наташе и Пьере, прочти, как развивалось их чувство и какая получилась у них семья. Как автор показывает духовную связь между Пьером и Наташей? На чём основана их семья?
4) Каковы характеристики семей в романе? Классифицируй ответы по группам.
*)Ростовы;
*)Болконские;
*)Наташа и Пьер
Распредели эти характеристики:
*) любовь, взаимопонимание, доверие, гостеприимство, забота друг о друге, уважение к каждой личности, искренность, доброжелательность;
*) чувство долга, требовательность к себе и другим, порядочность, патриотизм, честь;
*) любовь, добро, деятельная добродетель, благообразие, счастье, спокойствие, глубокое взаимопонимание.
а. п. чехов раскрывал в своих рассказах многие социальные темы, в том числе и тему 'маленького человека'. рассмотрим ее подробнее на примере рассказа 'ионыч'. главным героем является доктор старцев - успешный молодой специалист, который ездит в ближайший город, чтобы лечить своих пациентов. но ведь 'маленький человек' - это тот герой, который попадает под действие неблагополучных внешних обстоятельств, против которых не получается бороться, и доктор старцев не подходит под это определение. чехов не рассказывает 'маленького человека', а описывает становление им под гнетомжизненных тягот. первым испытанием стала влюбленность старцева в 'котика' - екатерину, девушку из помещичьей семьи туркиных. она обладает веселым характером, умеет петь, играть на пианино и хочет стать актрисой. котик выше старцева по сословию, но она все равно флиртует с ним. это желание исходит не от ее сердца, то есть она не испытывает к нему любви, но продолжает делать это, скорее всего, из-за своего веселого, легкого нрава. именно поэтому, в шутку, она приглашает возлюбленного на встречу на кладбище, куда даже не собирается приходить.