1.В.Гаршин посвящает рассказ:
1) И.С.Тургеневу;
2)Н.С.Лескову;
3) Л.Н.Толстому; 4)Ф.М.Достоевскому.
2. «Это была большая комната со сводами, с липким каменным полом, освещенная одним, сделанным в углу, окном; стены и своды были выкрашены темно-красною масляною краскою…» Что это за комната?:
1) столовая;
2) общая палата для тихих больных;
3) палата для буйных больных;
4) ванная.
3. В больнице, устроенной на 80 человек, помещалось:
1) 50;
2) до 100;
3) до 200;
4)до 300.
4. О чём так думает больной: «Что это? Инквизиция? Место
тайной казни, где враги его решили покончить с ним? Может быть, самый ад?":
1) о больнице;
2) о палате для больных;
3) о ванной;
4) о кабинете врача.
5. «Открытое окно с железными решетками выходило в маленький закоулок между
большими зданиями и каменной оградой; в этот закоулок никто никогда не
заходил, и он весь густо зарос каким-то диким кустарником и сиренью, пышно
цветшею в то время года... За кустами, прямо против окна, темнела высокая
ограда, высокие верхушки деревьев большого сада, облитые и проникнутые
лунным светом, глядели из-за нее. Справа подымалось белое здание больницы с
освещенными изнутри окнами с железными решетками; слева - белая, яркая от
луны, глухая стена мертвецкой».
С какой целью автор использует такой пейзаж?
6. Что привлекло внимание больного, когда он смотрел на цветник?:
1) красный цветок;
2) красный мак;
3) алый цветок;
4) кровавый цветок.
7. Завершите фразу: «Все они, его товарищи по больнице, собрались сюда затем, чтобы исполнить дело, смутно представлявшееся ему гигантским предприятием, направленным к …»:
1) борьбе за свободу;
2) борьбе за счастье;
3) уничтожению всех болезней;
4) уничтожению зла на земле.
8. О чём говорит больной: «Но во что бы то ни стало я покончу с ним. Не сегодня, так завтра мы померяемся силами. И если я погибну, не все ли равно...":
1) о цветке;
2) о надзирателе;
3) о враче;
4)о своём безумии.
9. «Это было таинственное, страшное существо, противоположность Богу, Ариман,
принявший скромный и невинный вид». Что это?:
1) цветник;
2) сад;
3) цветок;
4) звёздное небо.
10. «Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные
черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали
какое-то горделивое счастье». Почему - «счастье»?
ответ: 1. Главный урок - это есть урок, который преподала мальчику учительница: урок доброты. Ведь недаром рассказ кончается именно таким образом. Лидия Михайловна поступала по зову души и сердца. Учительница понимает, что мальчику тяжело быть на данный момент одному. Но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает от учительницы. Мол, гордость и чувство собственного достоинства у него есть. Мальчику даже бывать у нее в гостях, пить чай, которым она его угощает, не по себе, ведь он даже сначала отказывался от этого. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость — отправляет ему посылку. Но городская девушка не знала, что в глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. И все же учительница старается своему ученику. Ее выход и оригинален. Она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он. Лидия Михайловна понимает, что такой поступок рано или поздно может пагубно сыграть на ней, но она не бросает таким образом мальчику. Разве ли это не доброта? Разве это и сострадание? Разве не это можно считать по истине ПОСТУПКОМ?
Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым ным светом естественного примера.
2.Чтобы понять, друг друга мальчику и Лидии Михайловне пришлось проделать большую духовную работу. Эта работа была не Лидия Михайловна всеми силами пыталась мальчику. Хоть он не хотел, чтобы ему кто-то она присылала ему тайные посылки, оставляла на дополнительные занятие чтобы накормить его. Мальчику это не нравилось, он даже не хотел говорить маме, что его же родственники у него воруют, что бы, не расстраивать её. Да им пришлось туго, они оба были упрямы, но Лидия Михайловна повела себя как настоящая героиня потому, что она стала мальчику второй мамой.
Объяснение: