1. Його поетичні твори близькі до народних пісень:
а) Г. Лонгфелло; б) Дж.Родарі; в) Р. Бернс; г) Мацуо Басьо.
2. Він рано почав працювати, навчався в семінарії, став вчителем, часто
вигадував для дітей вправи на розвиток фантазії:
а) Г. Лонггфелло; б) Гітчі- Маніто; в) М. Басьо; г) Дж. Родарі.
3. Хто зліпив Люльку Згоди та Миру:
а) Лонгфелло; б) Гітчі-Маніто; в) Мацуо Басьо; г) Дж. Родарі?
4. Хто з поетів любив працювати на землі, навіть мав власну ферму:
а) Р.Бернс; б) М. Басьо; в) Г. Лонгфелло; г) Дж. Родарі?
5. У своїх поетичних творах він часто звертався до минулого Америки:
а) мацуо Басьо; б) Г. Лонгфелло; в) Р. Бернс; г) Дж.Родарі.
6. Хто автор цих рядків:
Не вірю я чужим речам,
А вірю я своїм очам:
а) Лонгфелло; б) Гітчі-Маніто; в) Мацуо Басьо; г) Дж. Родарі?
7. Для зображення якої пори року японські поети використовують такі
слова та словосполучення: «зозуля», «злива», «спека», прополювання
рису»:
а) зима; б) весна; в) літо; г) осінь.
8. Який вірш складається з трьох рядків:
а) поема; б) ода; в) рубаї; г) хоку.
9. У поемі Г. Лонгфелло «Пісня про Гайявату» використовуються міфи:
а) англійців; б) американців; в) африканців; г) північноамериканських
інідіанців.
10. Знайди відповідності.
Поет - країна
1. Мацуо Басьо А. Америка
2. Роберт Бернс Б. Італія
3. Г. Лонгфелло В. Шотландія
4. Дж. Родарі Г. Японія
11. Знайди відповідності.
Поет – вірш
1. Мацуо Басьо А. « Моє серце в верховині…»
2. Роберт Бернс Б. «Листівки з видами міст»
3. Г. Лонгфелло В. «Пісня про Гайявату»
4. Дж. Родарі Г. « Жабка стрибне, сплеск пролунає»
12. Цей поет спонукає туристів дивитися не лише на «веселі картинки», а
а й на суворе життя:
а) Дж. Родарі; б) Мацуо Басьо; в) Р. Бернс; г) Г.Лонфелло.
РІВЕНЬ ІІ ( за кожну правильну відповідь )
1. Яку «правду життя» розкриває Родарі у вірші «Листівки з видами міст»?
2. Визначте головну думку поеми Г. Лонгфелло «Пісня про Гайявату». Висловте свою думку про її актуальність.
3. Про які пам’ятки історії та культури згадав Дж. Родары у вірші «Листвіки з видами міст»?
4. Дайте розгорнуту відповідь на запитання. Як ви розумієте вислів : « Ваша сила тільки в згоді, а безсилля - в ворожнечі?
Рассказ «Кавказский пленник» создан специально для себя. Лев Толстой работал над ним в 1872 году, упорно добиваясь простоты, естественности повествования. Написанный после «Войны и мира» , в период острых раздумий писателя о жизни, поисков ее смысла, «Кавказский пленник» - тоже своего рода «Война и мир» , только для у себя. И здесь, как в большой эпопее, разъединению и вражде людей, «войне» противопоставлено то, что связывает их воедино, - «мир» . И здесь есть своя «мысль народная» - утверждение, что простые люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности- любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимо И напротив, зло, вражда, эгоизм, своекорыстие по сути своей антинародны и античеловечны. Толстой убежден, что самое прекрасное в человеке - это любовь к людям, дающая возможность жить полноценной жизнью. Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере - все то, что людям кажется привычным и нормальным.
Поэтому Толстой обращается к детям, еще «не испорченным» социальными и национальными ненормальными отношениями. Он хочет сказать им правду, научить отличать добро от зла им следовать добру. Он создает произведение, где четко отграничено прекрасное от безобразного, произведение предельно простое и ясное и вместе с тем глубокое и значительное, как притча. Здесь нет сложной психологии, герой рассказа сродни капитану Тушину, он занят не поисками смысла жизни, а борется за свое освобождение. «Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза - спокойная, никаких украшений в ней нет, и даже нет того, что называется психологическим анализом. Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину - хорошему человеку, и того, что про него знаем, нам достаточно, да и сам он не хочет знать про себя многого» .
Чтение рассказа увлекает нас. Все сочувствуют Жилину, презирают Костылина, восхищаются Диной. Эмоциональность восприятия к сопереживанию, вплоть до отождествления себя с любимыми героями, вера в реальность происходящего в рассказе - особенности восприятия литературного произведения, присущие возрасту, из которых надо исходить, сильные стороны которых надо использовать. Но Читатель должен и развивать нас, обогащать их восприятие, учить проникать в мысли писателя, испытывать эстетическое наслаждение от чтения. Надо обратить основное внимание на нравственную проблематику рассказа, чтобы осознать толстовский идеал прекрасного человека. Итак, первая задача учителя - добиться полноценного восприятия произведения.
В рассказе «Кавказский пленник» Толстой хочет сказать главное - правду.
Рассказ может и должен быть прочитан учителем в классе. Напряженность сюжета пробуждает желание узнать, что будет дальше; проникаясь сочувствием к Жилину, читатели с нетерпением ждут его освобождения. Не стоит разрушать цельность впечатления постановкой вопросов, беседой по ходу чтения, развернутыми комментариями.
В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких - нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества. На смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой) , теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость.