—"начало всех начал", истоки и корни классической , национальной художественной культуры. велики ее духовные, нравственные ценности и идеалы. она наполнена патриотическим пафосом1 служения земле, государству, родине.чтобы почувствовать духовные богатства древней , необходимо взглянуть на нее глазами ее современников, ощутить себя участником той жизни и тех событий. — часть действительности, она занимает в народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности.академик д.с. лихачев предлагает читателям мысленно перенестись в начальный период жизни руси, в эпоху нераздельного существования восточно-славянских племен, в xi–xiii века. земля огромна, поселения в ней редки. человек чувствует себя затерянным среди непроходимых лесов или, напротив, среди слишком легкодоступных его врагам бескрайних просторов степей: "земли незнаемой", "дикого поля", как называли их наши предки. чтобы пересечь из конца в конец землю, надо много дней провести на коне или в ладье. бездорожье весной и поздней осенью отнимает месяцы, затрудняет общение людей.
Вряде стихотворений, преимущественно мюнхенского периода, ф. и. тютчев приближается к античным представлениям о природе. таково стихотворение «полдень» (между 1827 и 1830 ). полдневный час считался священным у древних греков: в этот час отдыхал пан — бог долин, лесов, стад, пастухов. в стихотворении ф. и. тютчева образ «великого пана» лишается всякого «» привкуса и, сливаясь с картиной знойного полдня, даже окрашен какой-то интимностью. словно поэту и впрямь удалось подсмотреть мирный отдых хозяина лесов и долин: «лениво дышит полдень мглистый; / лениво катится река; /ив тверди пламенной и чистой / лениво тают облака. / и всю природу, как туман, / дремота жаркая объемлет; / и сам теперь великий пан / в пещере нимф покойно дремлет». андрей белый писал о том, что тютчевская лирика природы «непроизвольно перекликается с творчеством эллады: так странно уживаются мифологические отступления тютчева с описаниями природы».