13. Хто з Героїв твору вдавав з себе впливову особу при королівському дворі: а) Дорант; б) Журден; в) Дорімена?
14. Кого хотів таємно прийняти в своєму домі пан Журден:
а) Ніколь; б) Дульсінею; в) Дорімену?
15. Ім'я дочки Журденів:
а) Люсіль; б) Ніколь; в) Ліза?
16. Хто, на думку одного з героїв, "до всього повинен ставитися спокійно, сприймати речі просто":
а) філософ; б) музикант; в) танцюрист?
17. Хто запитав Журдена: "Чи не задумав часом людей посмішити, що вбрався, наче городнє опудало":
а) син; б) дочка; в) дружина?
18. Ким Журден, на думку дружини, "так захопився, що й розум втратив":
а) маркізою; б) графом; в) княгинею?
19. Чиєму "марнотратству" хотіла "покласти край" Дорімена:
а) пана Журдена; б) графа Доранта; в) своєму?
20. Хто з героїв був переодягнений турком:
а) Журден; б) дорант; в) Клеонт?
21. Кого "хай бере, хто хоче":
а) маркізу Дорімену; б) пані Журден; в) пана Журдена?
22. Комедія закінчується весіллям …
а) двох; б) трьох; в) чотирьох пар.
23. На основі п'єси "Міщанин-шляхтич" був створений сюжет …
а) "Мартина Борулі" І.Карпенка-Карого;
б) "Глитай, або ж Павук" М.Кропивницького;
в) "Камінний господар" Л.Українки.
24. О.Грибоєдов, М.Кропивницький, Л.Українка використали сюжети комедій Мольєра …
а) "Міщанин-шляхтич", "Скупий", "Лікар мимоволі";
б) "Мізантроп", "Тартюф", "Дон Жуан";
в) "Кумедні манірниці", "Жорж Дандей", "Хворий, та й годі!"?
"Аленушкины сказки". "Балабурда". "Вертел". "В каменном колодце". "Волшебник". "В горах". "В ученье". "Емеля-охотник". "Зелёная война". Серия "Из далекого " ("Дорога", "Казнь Фортунки", "Болезнь", "История одного пильщика", "Новичок", "Книжка"). Легенды: "Баймаган", "Майя", "Лебедь Хантыгая". "Лесная сказка". "Медведко". "На реке Чусовой". "На пути". "Около нодьи". "Отцы". "Первая корреспонденция". "Постойко". "Под землей". "Приемыш". "Сибирские рассказы" ("Авва", "Депеша", "Дорогие гости"). Сказки и рассказы для детей: "Акбозат", "Богач и Еремка", "В глуши", "Зимовье на Студеной". "Серая шейка". "Упрямый козел". "Старый воробей". "Сказка про славного царя Гороха". -
С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города, который мы видим глазами недавно приехавшего Павла Ивановича Чичикова. Это и дома, затерянные среди широкой, как поле, улицы, и почти смытые дождями нелепые вывески с кренделями и сапогами, среди которых выделяется гордая надпись: "Иностранец Василий Федоров". Юмористически изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем виде города, но и о жизни его обитателей, их общем культурном уровне. Побывав в городском саду, Чичиков увидел деревца, которые были не выше тростника. Однако в газетах говорилось о том, что город украсился садом "из тенистых широколиственных дерев". Патетические строки местного журналиста особенно подчеркивают убожество этого небогатого, неблагоустроенного города, где за два рубля в сутки проезжающий может получить в гостинице "покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов", или пообедать в трактире блюдом двухнедельной давности.
Иронически рисует в поэме автор также портреты помещиков и чиновников. Помимо иронических характеристик героев. Гоголь насыщает поэму комическими ситуациями и положениями. Например, запоминается сцена между Чичиковым и Маниловым, которые уже несколько минут не могут пройти в гостиную, потому что настойчиво уступают друг другу эту почетную привилегию, как культурные, деликатные люди.
Если в описании внешности героев автор широко применяет иронию, то в раскрытии внутреннего мира помещиков и чиновников он использует сарказм. Знакомство с разными типами обитателей барских усадеб при всех индивидуальных особенностях их характеров вскрывает в них общие черты праздности, паразитизма, пошлости, духовной пустоты. Ведь и безалаберный прожектер Манилов, и хозяйственный Собакевич, и аккуратная прижимистая Коробочка живут трудом своих крепостных, которые обеспечивают им безбедную, бездеятельную жизнь. Среди помещиков, изображенных в поэме, можно выделить тип кулака, крепкого хозяина, занятого накоплением денег, к которому относятся Собакевич и Коробочка. В отличие от них Ноздрев и Манилов не озабочены собиранием денег. Наоборот, Ноздрев бессмысленно и безалаберно тратит их на картежные игры, попойки или покупку ненужных предметов. Манилова же откровенно обворовывают и управляющий, и ключница, и прочие слуги, а он погружен в свои — неосуществимые, далекие от действительности мечты. Значит, и бездумное расточительство одних помещиков, и стяжательство других свидетельствуют о моральном вырождении дворянства в России.
Саркастически изображая в поэме чиновничество. Гоголь выявляет в нем такие отвратительные черты, как взяточничество, казнокрадство, недобросовестность, убожество интересов. Если такие люди находятся на государственной службе, значит, административная система царской России не отстаивает законность и порядок, а плодит зло и произвол. А это является ярким доказательством антинародного характера государственного аппарата.
Рисуя в поэме многоликое зло русской жизни, Гоголь убеждает читателя в том, что главной болезнью николаевской России было крепостное право, которое наносило огромный вред стране, губило и калечило народ. Недаром Герцен назвал "Мертвые души" "историей болезни, написанной рукой мастера".