13. Оқыған мәтіндеріңе сүйеніп, құмырсқаны сипаттап жаз. Мәтіннің түрі Құмырсқаның сипаты Мәтіннің аты И. Крылов «Шегіртке мен құмырсқа» «Құмырсқаның қанағаты» (Ертегі)
Жил-был в бедном ауле батыр необыкновенной силы. Мал был, забот и горя не знал, вырос - увидел страдание народа и опечалился. Родные аулы страдали от набегов джунгар и калмыков. Враг разорял землю, угонял людей в рабство. Решил батыр: пойду искать счастье для людей. Сел на коня и отправился в путь.
В пути встретил других богатырей, идущих добывать счастье для своего народа. Предложил он им объединиться, но каждый искал славы только для себя, и поэтому шел своей дорогой. Вскоре столкнулся с врагами наш батыр. Они преградили ему путь. Долго бился войн, но не смог одолеть несметные полчища врагов. Как саранча они насели на него. Ослеп и оглох могучий батыр, покрыто ранами его сильное тело.
И перед смертью он понял: за счастьем нельзя ходить в одиночку, один в поле не воин. Упал батыр, посреди степи окаменел. Уснул вечным сном. Огромной горой лежит в ковыльной степи одинокий батыр, напоминая людям о дружбе, верности и единстве».
Сходства:
1. Оба вида сказок описывают нереальные события;
2. И те и другие сказки содержат скрытую или явную мораль, которую дети должны усвоить после прочтения;
3. Оба вида сказок имеют одинаковую композицию, в них есть такие традиционные элемнты, как присказка, зачин, кульминация и т.д.
Различия:
1. В волшебных сказках действуют чаще всего люди, а в сказках о животных - животные;
2. Сказки о животных рассчитаны на более младший возраст;
3. В сказках о животных обычно не бывает колдовства или волшебных предметов.
Жил-был в бедном ауле батыр необыкновенной силы. Мал был, забот и горя не знал, вырос - увидел страдание народа и опечалился. Родные аулы страдали от набегов джунгар и калмыков. Враг разорял землю, угонял людей в рабство. Решил батыр: пойду искать счастье для людей. Сел на коня и отправился в путь.
В пути встретил других богатырей, идущих добывать счастье для своего народа. Предложил он им объединиться, но каждый искал славы только для себя, и поэтому шел своей дорогой. Вскоре столкнулся с врагами наш батыр. Они преградили ему путь. Долго бился войн, но не смог одолеть несметные полчища врагов. Как саранча они насели на него. Ослеп и оглох могучий батыр, покрыто ранами его сильное тело.
И перед смертью он понял: за счастьем нельзя ходить в одиночку, один в поле не воин. Упал батыр, посреди степи окаменел. Уснул вечным сном. Огромной горой лежит в ковыльной степи одинокий батыр, напоминая людям о дружбе, верности и единстве».