15 ! первая женщина-журналисту казахов есть одно замечательное качество. какими бы жестокими ни были споры, даже если речь шла о пролившейся крови, они слушались слова старших, иногда отменяя смертные приговоры. «голову можно отрезать, но язык отрезать нельзя», – говорят в таких случаях, и, обращаясь к врагам, просят слова… когда хан абылай попал в плен к калмыкам, такое слово, глядя прямо в лицо контайши голдану, попросил бий казыбек. и выручил из плена нашего хана.в наше время есть люди, которые особенно ценят слово, знают ему цену – это журналисты. про казахских журналистов нельзя сказать, что они забыли о священных качествах слова. острое слово придаёт статьям журналистов крылья, а писательскому перу лёгкость.первой женщиной-журналисткой была назипа сегизбайкызы кулжанова. она родилась 27 июля 1887 года в городе торгае. в те времена перед городскими девушками не было таких препятствий, как в ауле. целеустремлённая и талантливая девушка в 1902 году окончила -казахскую гимназию в костанае, и с 1903 по 1904 годы преподавала в учительской семинарии. в 1913 году назипа стала членом группы «гражданские спутники» семипалатинского отделения общества.назипа любила поэзию великого абая. в 1914 году, начиная с 26 января, она проводит ряд вечеров, посвящённых десятилетию со дня смерти великого поэта. она собирает людей, пропагандирует высокое поэтическое искусство, знакомит читателей и слушателей с творчеством поэта, читает его стихи широкой публике. с этого времени она пишет для газет «казах», «сарыарка» и «алаш» многочисленные статьи о жизни казахских женщин, начинает вмешиваться в политику и общественную жизнь. в 1917 году назипа участвует в съезде казахов семипалатинской области и входит в правление съезда. пламенный журналист, она не останавливается на этом, активно участвует в жизни народа и страны, пишет основательные статьи, перо её остро и полезно обществу, что замечают многие. в то время женщин-журналистов не было вообще. и писать о женских проблемах, как назипа, не мог и не умел никто, для этого ведь надо было быть женщиной. вдвойне трудно было быть журналистом в те годы, когда почти ежемесячно менялась власть. о чём писать в такой обстановке? оставалось одно: писать правду, невзирая на то, что творится вокруг, что назипа и делала.в 1920 году назипа кулжанова вошла в состав комиссии народного комиссариата просвещения казахской автономной республики по подготовке учебников, книг, по делам издательств. находясь на этой работе, она стала известна как главный специалист по подготовке казахской азбуки. в 1922 году назипа стала членом редакционной коллегии газеты «енбекши казах».с 1923 по 1925 годы она работала в журналах «красный казахстан», «равенство женщин» и печатала статьи в газетах «айкап», «казах», «знамя единства», «алаш». по её композитор александр затаевич написал музыку к песням «гайни-ау, саулем», «плач кадыра». у неё были и книги – «традиционное воспитание в школе» (оренбург, 1923), «воспитание матери и ребёнка», – которые актуальны и сейчас.вопрос: темы, затронутые в книгах назипы, имеющие актуальность в нынешнее времяа) социальные отношения в) политикас) гендерное равенство д) страные) семья, воспитание детей
Левша разбирается в "металлическом деле", то есть умеет работать с металлом.
Левша - это прозвище героя, полученное им за то, что он все делает левой рукой - даже крестится. Настоящее имя героя неизвестно.
Мастер Левша - бедный крестьянин.
Оружейник Левша - малограмотный, необразованный человек, как и большинство крестьян.
Левша живет в Туле в маленьком домике - "тесной хороминке".
У Левши есть старенькие родители, о которых он говорит с любовью.
Левша - холостяк, то есть состоит в "холостом звании".
О внешности Левши известно, что он страдает косоглазием ("косой Левша"), имеет на щеке родимое пятно, а на висках - выдранные волосы.
Бедный мастер Левша одевается скромно и носит стоптанную обувь.
Левша - глубоко верующий человек, как и его земляки-туляки. Левша не приступает к делу без Божьего благословения.
Левша - хитрый человек. Он умеет "вилять умом", но делает это по-доброму и никому не причиняет зла.
Левша - упорный, трудолюбивый человек. Он и два других мастера работают над блохой без перерыва несколько дней.
Левша - решительный, смелый человек с чувством собственного достоинства. Он не конфузится, не теряется, когда его вызывают к императору.
Несмотря на свое косоглазие Левша выполнять удивительно тонкую работу.
Левша с другими мастерами подковывают английскую блоху (то есть прибивают ей на пятки подковы).
Среди трех тульских мастеров Левша - самый талантливый. Он выполняет самую тонкую работу: он выковывает не саму подкову для блохи, а гвоздики к подкове, и при этом ставит на гвоздиках свое имя.
Левша - добрый, незлопамятный человек. Он прощает Платову его грубое обращение.
К сожалению, Левша хотя и гений, но в его таланте мало смысла без образования и условий для творчества.
Левша предан своему отечеству и своей вере.
Левшу трудно сбить с толку и чем-либо прельстить.
Император Николай I отправляет Левшу в Англию, чтобы тот отдал англичанам блоху с подковами.
Возвращаясь из Англии в Россию, Левша пьянствует до "белой горячки" и серьезно заболевает. Прибыв в Петербург, он вскоре умирает.
Перед смертью Левша просит передать царю секрет о чистке ружей, но этот секрет так и не сообщают царю.
Левша - редкий талант, гений, которые больше не встречаются.
При встрече с самим царём Левша не пугается, а идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван. Левша, деревенский мужик, не боится идти к государю, т. к. уверен в своей правоте и в качестве работы. Умельцы по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Увидеть результат можно в «мелкоскоп» , увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа» .
Одаренность русского человека проявилась в успешном развитии науки и технических изобретениях. При этом русский народ был необразованным, но он верили в силы своей страны. – Мы, - говорит, - своей родине привержены. Наша русская вера самая правильная так левша и русский народ привержены своей родине. Русские люди могли между собой оставаться недовольными Россией, но как только нужно было отстоять её, защитить честь Родины, они объединялись и вместе давали отпор врагу или просто не допускали насмешек над ней. Времена меняются, меняются цари, вожди, президенты, меняется сама наша страна, а черты русского характера остаются неизменными.