180. На цветной вклейке (см. с. 2) помещена деталь иконы, где изображён Кирилло-Белозерский монастырь, знаменитый
памятник русской истории и архитектуры. Монастыри были
не только местом молитвы, но и крепостями для защиты Рус-
ской земли. Посмотрите на мощную каменную стену этого мо-
настыря на севере России, на такой стене и в башнях могло
поместиться целое войско.
Изображение на иконе не фотография, а образ монасты-
ря. И для его создания художник использовал средства изо.
бразительного искусства. Можно ли утверждать, что в облике
монастыря есть сходство со стихотворной речью? Присутству-
ет ли в картине особый ритм? Рассмотрите башни: в чём они
похожи друг на друга и чем различаются? Можно ли сказать,
что их роль похожа на роль рифмы? Докажите свою мысль.
Несомненно, главным героем в романе является Пугачев. Пушкин изображает Пугачева талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа.
Но в образах Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя – батюшки соответствовал настроениям самого народа и его представлениям о народном царе.
Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева – также свойства характера народного. В одной – двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юмористические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает образа, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился сам поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым. Однако существенное, ведущее в образе Пугачева – величие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка. Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.