1) в начале поэмы «мцыри» м.ю.лермонтов поставил выражение «вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». в чём его смысл?
эпиграф – это цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее. изречение перед поэмой взято из «первой книги царств» библии. смысл этого выражения в том, что человек, мало познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает.
м.ю.лермонтов использовал эпиграф, как отражение главной темы поэмы: его герой, прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край и много вещей, принадлежащих обычным людям, погиб в молодом возрасте.
мцыри был забран в плен ещё ребёнком и вырос в неволе, далеко от отчизны. внутренний мир главного героя полон горечи, негодования и обиды на людей, имеющих свой дом и живущих на родине. мцыри чем-то схож с автором: он так же одинок и не может быть свободным в выборе. м.ю.лермонтов провёл скрытую параллель своей жизни с жизнью лирического героя. поэт написал это произведение накануне смерти, которую он как бы предчувствовал.
можно предположить, что эпиграф к поэме относится и к жизни м.ю.лермонтова: за короткий период он не успел познать всю многогранность окружающего мира, и автору не удалось написать все его «картины». м.ю.лермонтову не давали возможности свободно творить и, тем самым, словно запирали его в неволе, делали рабом, как и мцыри.
главный герой поэмы попытался бороться с установленным порядком и смог на несколько дней освободиться из плена, однако умер после короткого, но счастливого времени. автор произведения также попытался изменить сложившиеся правила, но погиб в возрасте двадцати семи лет.
таким образом, эпиграф к поэме «мцыри» «вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» выражает не только идею произведения. это изречение из библии настраивает читателя на размышление о красоте и многогранности окружающего мира, о смысле человеческой жизни и её скоротечности.
2)романтический герой- образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмещаться в жизнь и изменить ее. в этой поэме лермонтов описал мцыри как человека, который пытается вернуться на родину, то есть поменять свою жизнь, выйти из стен монастыря. три дня, проведенные на воле, показались мцыри дороже всех лет жизни в монастыре.большую часть поэмы лермонтов отдает описанию свободы, открывшейся мцыри, его счастью. это и даёт понять, что мцыри- романтический герой.
в философской лирике м.ю. лермонтова ощутима вера в потусторонний мир. поэт признает доземное и послеземное существование души (“ангел”). однако земная жизнь и жизнь вечная в творчестве лермонтова противопоставлены – это вечная антитеза земли и неба в его стихах:
чем ты несчастлив? –
скажут мне люди.
тем я несчастлив,
добрые люди, что звезды и небо – звезды и небо! – а я
(“небо и звезды)
антитеза земли и неба доведена у лермонтова до крайних
пределов, в основе ее лежит принцип дуализма, учение о противостоянии двух полярных начал – души и тела. душа человеческая небесного, божественного происхождения, тело – земной прах. этот дуалистический принцип лежит в основе традиционной религии, а также мистики и идеализма. как отмечает п.н. сакулин, лермонтов не занимался ни философией, ни мистикой. но он стремился постигнуть религиозный смысл жизни. и “принес землю на заклание небу. небом он мерит землю, ангелами – людей”. отсюда – резкая контрастность в произведениях поэта, дисгармоничность сознания его лирического героя.
земля и небо
у лермонтова противостоят друг другу как две враждебные стихии. душе, хранящей память о песне ангела (“ангел”), уже скучны земные песни. земная жизнь – “не что иное, как тетрадь с давно известными стихами” (“sentenz”). перед смертью человек убеждается, что золотая чаша жизни – пуста, что “в ней напиток был – мечта” (“чаша жизни”). человек ничтожен по сравнению с небом, он -“земной червь”. над землей же, этим гнездом “разврата, безумства и печали” царит “гигант всесильный” – смерть. и образ ее становится порой кошмаром для поэта (“ночь ii”).
вместе с тем, он страстно привязан к земле, душой его владеет “неудержимая жажда бытия”:
как землю нам больше небес не любить?
нам небесное счастье темно;
хоть счастье земное и меньше в сто раз,
но мы знаем, какое оно.
(“земля и небо”)
в другом стихотворении – “молитва” – поэт вновь говорит о своих земных привязанностях. в произведении кольцевая композиция. в первой части стихотворения герой обращается к всевышнему, мы видим своеобразное покаяние его, где он рассказывает о своих заблужденьях, волненьях, страстях. молитва о прощении здесь как будто отходит на второй план. причем рассказ о “грехах” представляет собой своеобразную смысловую градацию: “мрак земли могильный с ее страстями я люблю”, “редко в душу входит живых речей твоих струя”, “в заблужденье бродит мой ум далеко от тебя”, “лава вдохновенья клокочет на груди моей”, “дикие волненья”, “мир земной мне тесен”, и, наконец, наивысший грех – поэзия стала кумиром героя (“и часто звуком грешных песен я, боже, не тебе молюсь”). вторая часть – это просьба освободить его от “страшной жажды песно- пенья”, которая заменяет ему бога. и в финале поэт вновь обращается к небу:
от страшной жажды песнопенья пускай, творец, освобожусь,
тогда на тесный путь спасенья к тебе я снова обращусь.
но что же представляет собой иное бытие? это особый мир, где нет суетности, злобы, жестокости. душа поэта с детских лет “чудесного искала”, стремилась оторваться от земли. небо, звезды, луна – неизменные атрибуты любимого пейзажа лермонтова. во многих стихотворениях поэт изображает, как душа освобождается от своих земных качеств в загробном мире и преображается:
и смерть пришла, наступило за гробом свиданье,
но в мире новом друг друга они не узнали.
(“они любили друг друга так долго и нежно…”)
однако это преображение, утрата человеком своих индивидуальных качеств – все это пугает поэта, и поэтому зачастую он чувствует свою отдаленность и от земли, и от неба, а порой и вовсе отрицает загробный мир (“отрывок – на жизнь надеяться страшась”, “я видел тень блаженства”, “смерть”).
как замечает с.в. шувалов, м.ю. лермонтов признает и существование бога, который всезнающ, всесилен, но вместе с тем бог – грозный судья, ответственный не только за добро, но и зло, дарящее на земле. поэтому во многих произведениях поэта звучат богоборческие мотивы. он часто обижается на свою судьбу, бог не дает сбыться его юности:
зачем так горько прекословил юности моей.
(“гляжу на будущность с боязнью”)
основное чувство лирического героя этих стихотворений – душевная усталость, готовность обрести иной мир, горестное сознание пустоты своего земного существования:
земле я отдал дань земную любви, надежд, добра и зла;
начать готов я жизнь другую,
молчу и жду: пора пришла;
я в мире не оставлю брата,
и тьмой и холодом объята душа усталая моя…
в известном стихотворении “” поэт иронически бога “за горечь слез”, “за месть врагов и клевету друзей” и просит у творца скорейшего избавления – смерти:
устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я еще .
ответ:
1) в начале поэмы «мцыри» м.ю.лермонтов поставил выражение «вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». в чём его смысл?
эпиграф – это цитата или фраза, предпосланная произведению и сосредотачивающая мысль на его идее. изречение перед поэмой взято из «первой книги царств» библии. смысл этого выражения в том, что человек, мало познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает.
м.ю.лермонтов использовал эпиграф, как отражение главной темы поэмы: его герой, прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край и много вещей, принадлежащих обычным людям, погиб в молодом возрасте.
мцыри был забран в плен ещё ребёнком и вырос в неволе, далеко от отчизны. внутренний мир главного героя полон горечи, негодования и обиды на людей, имеющих свой дом и живущих на родине. мцыри чем-то схож с автором: он так же одинок и не может быть свободным в выборе. м.ю.лермонтов провёл скрытую параллель своей жизни с жизнью лирического героя. поэт написал это произведение накануне смерти, которую он как бы предчувствовал.
можно предположить, что эпиграф к поэме относится и к жизни м.ю.лермонтова: за короткий период он не успел познать всю многогранность окружающего мира, и автору не удалось написать все его «картины». м.ю.лермонтову не давали возможности свободно творить и, тем самым, словно запирали его в неволе, делали рабом, как и мцыри.
главный герой поэмы попытался бороться с установленным порядком и смог на несколько дней освободиться из плена, однако умер после короткого, но счастливого времени. автор произведения также попытался изменить сложившиеся правила, но погиб в возрасте двадцати семи лет.
таким образом, эпиграф к поэме «мцыри» «вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» выражает не только идею произведения. это изречение из библии настраивает читателя на размышление о красоте и многогранности окружающего мира, о смысле человеческой жизни и её скоротечности.
2)романтический герой- образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмещаться в жизнь и изменить ее. в этой поэме лермонтов описал мцыри как человека, который пытается вернуться на родину, то есть поменять свою жизнь, выйти из стен монастыря. три дня, проведенные на воле, показались мцыри дороже всех лет жизни в монастыре.большую часть поэмы лермонтов отдает описанию свободы, открывшейся мцыри, его счастью. это и даёт понять, что мцыри- романтический герой.
объяснение:
ответ:
небо” и “земля” в лирике м.ю. лермонтова
в философской лирике м.ю. лермонтова ощутима вера в потусторонний мир. поэт признает доземное и послеземное существование души (“ангел”). однако земная жизнь и жизнь вечная в творчестве лермонтова противопоставлены – это вечная антитеза земли и неба в его стихах:
чем ты несчастлив? –
скажут мне люди.
тем я несчастлив,
добрые люди, что звезды и небо – звезды и небо! – а я
(“небо и звезды)
антитеза земли и неба доведена у лермонтова до крайних
пределов, в основе ее лежит принцип дуализма, учение о противостоянии двух полярных начал – души и тела. душа человеческая небесного, божественного происхождения, тело – земной прах. этот дуалистический принцип лежит в основе традиционной религии, а также мистики и идеализма. как отмечает п.н. сакулин, лермонтов не занимался ни философией, ни мистикой. но он стремился постигнуть религиозный смысл жизни. и “принес землю на заклание небу. небом он мерит землю, ангелами – людей”. отсюда – резкая контрастность в произведениях поэта, дисгармоничность сознания его лирического героя.
земля и небо
у лермонтова противостоят друг другу как две враждебные стихии. душе, хранящей память о песне ангела (“ангел”), уже скучны земные песни. земная жизнь – “не что иное, как тетрадь с давно известными стихами” (“sentenz”). перед смертью человек убеждается, что золотая чаша жизни – пуста, что “в ней напиток был – мечта” (“чаша жизни”). человек ничтожен по сравнению с небом, он -“земной червь”. над землей же, этим гнездом “разврата, безумства и печали” царит “гигант всесильный” – смерть. и образ ее становится порой кошмаром для поэта (“ночь ii”).
вместе с тем, он страстно привязан к земле, душой его владеет “неудержимая жажда бытия”:
как землю нам больше небес не любить?
нам небесное счастье темно;
хоть счастье земное и меньше в сто раз,
но мы знаем, какое оно.
(“земля и небо”)
в другом стихотворении – “молитва” – поэт вновь говорит о своих земных привязанностях. в произведении кольцевая композиция. в первой части стихотворения герой обращается к всевышнему, мы видим своеобразное покаяние его, где он рассказывает о своих заблужденьях, волненьях, страстях. молитва о прощении здесь как будто отходит на второй план. причем рассказ о “грехах” представляет собой своеобразную смысловую градацию: “мрак земли могильный с ее страстями я люблю”, “редко в душу входит живых речей твоих струя”, “в заблужденье бродит мой ум далеко от тебя”, “лава вдохновенья клокочет на груди моей”, “дикие волненья”, “мир земной мне тесен”, и, наконец, наивысший грех – поэзия стала кумиром героя (“и часто звуком грешных песен я, боже, не тебе молюсь”). вторая часть – это просьба освободить его от “страшной жажды песно- пенья”, которая заменяет ему бога. и в финале поэт вновь обращается к небу:
от страшной жажды песнопенья пускай, творец, освобожусь,
тогда на тесный путь спасенья к тебе я снова обращусь.
но что же представляет собой иное бытие? это особый мир, где нет суетности, злобы, жестокости. душа поэта с детских лет “чудесного искала”, стремилась оторваться от земли. небо, звезды, луна – неизменные атрибуты любимого пейзажа лермонтова. во многих стихотворениях поэт изображает, как душа освобождается от своих земных качеств в загробном мире и преображается:
и смерть пришла, наступило за гробом свиданье,
но в мире новом друг друга они не узнали.
(“они любили друг друга так долго и нежно…”)
однако это преображение, утрата человеком своих индивидуальных качеств – все это пугает поэта, и поэтому зачастую он чувствует свою отдаленность и от земли, и от неба, а порой и вовсе отрицает загробный мир (“отрывок – на жизнь надеяться страшась”, “я видел тень блаженства”, “смерть”).
как замечает с.в. шувалов, м.ю. лермонтов признает и существование бога, который всезнающ, всесилен, но вместе с тем бог – грозный судья, ответственный не только за добро, но и зло, дарящее на земле. поэтому во многих произведениях поэта звучат богоборческие мотивы. он часто обижается на свою судьбу, бог не дает сбыться его юности:
зачем так горько прекословил юности моей.
(“гляжу на будущность с боязнью”)
основное чувство лирического героя этих стихотворений – душевная усталость, готовность обрести иной мир, горестное сознание пустоты своего земного существования:
земле я отдал дань земную любви, надежд, добра и зла;
начать готов я жизнь другую,
молчу и жду: пора пришла;
я в мире не оставлю брата,
и тьмой и холодом объята душа усталая моя…
в известном стихотворении “” поэт иронически бога “за горечь слез”, “за месть врагов и клевету друзей” и просит у творца скорейшего избавления – смерти:
устрой лишь так, чтобы тебя отныне недолго я еще .