2. Під впливом якого письменника Володимир Винниченко пробує власні сили у красному письменстві? А. Івана Франка Б. Тараса Шевченка В. Миколи Вороного Г. Івана Котляревського
Сказка Погорельского "Черная курица" - простенькая сказка для детей о том, как Алёша подружился с чёрной курицей по кличке Чернушка. Мне понравилось, как автор описывал здания, сам город, людей. Как-то раз, в пансионат приехал директор. Когда о Алёше позабыли, Алёша убежал играть во дворе и поинтересовался, что же скрывает забор, в котором проделаны дырки. Но не обнаружив там ничего, подошёл к курятнику. Поначалу кухарка сокращала количество курочек, мы можем это понять по описанию Алёши. Когда кухарка хотела поймать Чернуху и порубить, Алёша не позволил ей и жертвует империалом - золотой монетой, которая досталась ему от бабушку. Таким образом Алёша Чернушку от неминуемой смерти. Вскоре, когда в очередной раз Алёша ложился спать, вдруг пошевелилось одеяло и сдёрнув его, обнаруживает там Чернушку, свою чёрную курицу! Та умела разговаривать и пригласила Алёшу пройтись с ней к комнатам старушек. У одной - попугай, у другой - кошка. И, к несчастью, из-за того что Алёша решил погладить кошку, та разбудила попугая, а он разбудил старушек, что сподвигло пробуждению рыцарей из стен. После, чтобы справиться с рыцарями, Чернушка становится очень огромной и сражается с ними, но Алёша от такого падает в обморок и просыпается в своей комнате. Ему кажется, а был ли это сон? После выясняется, что Чернушка была готова быть разрублена из-за того, что она не снесла ни одного яйца. И снова зашевелилась простыня, Чернушка вновь повела его, но приказала, чтоб он ничего не трогал. Однако ему никто не сказал о том, что нельзя поклоняться фарфоровым куклам. Чернушка объясняет это тем, что если бы он им не поклонился, то рыцари бы не вышли из стен. Открыв медную дверь, Чернушка оставляет Алёшу одного. Войдя в дверь, в зал начали входить множество людей, в том числе и король. Тот сказал о том, что Алёша министра, но Алёша поначалу не понимал, про кого идёт речь. Но когда понял, что министр и есть его Чернушка - тогда и принял благодарность. И в благодарность, Алёша пожелал, чтоб он знал предмет, не уча его. Тогда король отдаёт ему конопляное семечко, но при одном условии, что Алёша ни в коем случае не должен говорить о том, что он увидел. Проснувшись, Алёша и вправду обнаруживает в кармане конопляное семечко, что наталкивает на вопрос: значит это был не сон? Когда начались уроки, Алёша первый раз ответил на всё без остановок и запинок. И так шло до тех пор, пока не пропало его семечко и пока он не испортился до горделивого и непослушного человека. Тогда Чернушка возвращает ему семечко, но, когда пропало семечко, Алёша всем так надоел, что учитель задал ему выучить двадцать печатных страниц, а выучил он всего лишь две, и то плохо. Когда Алёша рассказал заданные двадцать страниц, тогда учитель был удивлён. Он выучил их поутру, но дети опровергли его слова. Из-за этого, Алёшу были готовы высечь розгами, но товарищей ему избежать наказания. И учитель снова спросил. Алёша не выдержал, понимая что перед ним стоит тяжёлый выбор: либо предать своего друга и его весь народ, либо себя от наказания. И когда Алёша рассказал обо всём, как он выучил урок, учитель был в гневе, не поверив ему. Стало только хуже. Его без замедления высекли и он отправился в свою комнату. Там он встречает министра в золотых цепях, со слезами на глазах прощается с ним. Позже выясняется, что Алёша был обнаружен с сильной горячкой и был под надзором доктора. С тех пор, Алёша усвоил урок о том, что, получив желаемое, не стоит изменяться в худшую сторону, а потеряв желаемое, вернулся в свой первоначальный облик. Все сделали вид, что позабыли о выходках Алёши, и что вернулись на круги своя.
Эта повесть считается первым авторским произведением для детей в русской литературе. А для меня, как земляка поэта Алексея Константиновича Толстого, (его родовое поместье - Красный Рог, где он и похоронен, в 25 км. от дома моих родителей) она совсем особенная. Ведь, написана она специально для него - Алеши Толстого, 12-летнего племянника - его родным дядей.
Потому-то и главный герой носит имя Алеша, как звали племянника, которого хотел побаловать сказочкой дядя, но присутствует здесь определенная двойственность. Дело в том, что самого дядю зовут так же, Антоний Погорельский - это псевдоним Алексея Алексеевича Перовского. Так что, возможно, за мистическим антуражем в повести спрятаны истинные эмоциональные переживания автора в детстве.
Эта романтическая сказка и написана в эпоху романтизма, мне кажется Погорельский испытывал очень заметное влияние немецких мистических романтиков (Гофман, Гауф). А кроме того, известен немецкий же средневековый гримуар под названием "Черная курочка", в котором раскрывается, якобы, секрет, как выпестовать особую курочку черного цвета, которая будет нести золотые яйца. В русской сказке тоже имеется такая курочка, но там, если вы помните, она - ряба. Так что Погорельский явно обращается к немецкому опыту, тем более, что и сюжет оказывается связан с идеей получения неких благ за просто так.
Двойственность, о которой я уже упоминал, проявляется и в сюжетном построении - события происходят сразу в двух мирах - реальном и сказочном (подземном), это не новшество в мистической литературе, взять того же "Щелкунчика" Гофмана, похожий прием.
В литературоведческих кругах есть мнение, что Погорельский, бывший масоном, попытался в сказочной форме представить обряд инициации, после которого новообращенный адепт приобщался к истине. В таком предположении есть существенный резон, если мы вспомним с какой тщательностью следовало выполнять все тонкости ритуала. В первой попытке Алеша нарушил заранее объявленные правила, в результате все пошло не так, и обряд не состоялся. При повторном прохождении мальчик вел себя намного осторожнее, выполняя все требования, и достиг желанного результата - он был представлен королю подземного царства, то есть магистру масонского ордена. Министр "Черная курица" выполняет здесь функции вербовщика, он несет личную ответственность за благонадежность кандидата.
С Алеши берется клятва о неразглашении, если он кому-нибудь расскажет о подземных жителях (братьях), они для него исчезнут, и он лишится их поддержки. Сейчас же, в качестве гарантии такой поддержки ему вручается конопляное зернышко, которое позволит ему знать урок, не уча его, то есть откроет ему прямой путь к истине. Это еще и некоторая аналогия тех золотых яиц, что несет правильно выращенная черная курица.
И все же, философия масонства предполагает постоянную работу над собой, Алеша же, полагаясь на конопляное зернышко, пренебрегает этим условием и провоцирует пристальное внимание к своей особе со стороны властей, в данном случае - учителя. Далее следуют испытания, сначала утеря волшебного зернышка и всех чудесных качеств, которые им обеспечивались, затем проговаривание про подземных жителей. Автор показывает, что происходит с теми, кто предал братство, они навек лишаются поддержки. А вот наказание все равно следует неминуемо, Алешу высекли.
Для мальчика всё заканчивается хорошо, как и должно быть в сказке, переболев он исправляется и, вспоминая свои приключения он даже сомневается, а были ли они на самом деле, или ему все приснилось. Да, это тоже довольно стандартный прием для мистической литературы, но я рискну кое-что сказать по этому поводу, может быть, в качестве шутки. Помните, какое зернышко подарили жители сказочной страны Алеше? Правильно - конопляное! Зернышко только одно, так и мальчик маленький, конечно, это я говорю не всерьез, но тут важнее ассоциативный ряд - где конопля, там и галлюцинации.
Сказка Погорельского "Черная курица" - простенькая сказка для детей о том, как Алёша подружился с чёрной курицей по кличке Чернушка. Мне понравилось, как автор описывал здания, сам город, людей. Как-то раз, в пансионат приехал директор. Когда о Алёше позабыли, Алёша убежал играть во дворе и поинтересовался, что же скрывает забор, в котором проделаны дырки. Но не обнаружив там ничего, подошёл к курятнику. Поначалу кухарка сокращала количество курочек, мы можем это понять по описанию Алёши. Когда кухарка хотела поймать Чернуху и порубить, Алёша не позволил ей и жертвует империалом - золотой монетой, которая досталась ему от бабушку. Таким образом Алёша Чернушку от неминуемой смерти. Вскоре, когда в очередной раз Алёша ложился спать, вдруг пошевелилось одеяло и сдёрнув его, обнаруживает там Чернушку, свою чёрную курицу! Та умела разговаривать и пригласила Алёшу пройтись с ней к комнатам старушек. У одной - попугай, у другой - кошка. И, к несчастью, из-за того что Алёша решил погладить кошку, та разбудила попугая, а он разбудил старушек, что сподвигло пробуждению рыцарей из стен. После, чтобы справиться с рыцарями, Чернушка становится очень огромной и сражается с ними, но Алёша от такого падает в обморок и просыпается в своей комнате. Ему кажется, а был ли это сон? После выясняется, что Чернушка была готова быть разрублена из-за того, что она не снесла ни одного яйца. И снова зашевелилась простыня, Чернушка вновь повела его, но приказала, чтоб он ничего не трогал. Однако ему никто не сказал о том, что нельзя поклоняться фарфоровым куклам. Чернушка объясняет это тем, что если бы он им не поклонился, то рыцари бы не вышли из стен. Открыв медную дверь, Чернушка оставляет Алёшу одного. Войдя в дверь, в зал начали входить множество людей, в том числе и король. Тот сказал о том, что Алёша министра, но Алёша поначалу не понимал, про кого идёт речь. Но когда понял, что министр и есть его Чернушка - тогда и принял благодарность. И в благодарность, Алёша пожелал, чтоб он знал предмет, не уча его. Тогда король отдаёт ему конопляное семечко, но при одном условии, что Алёша ни в коем случае не должен говорить о том, что он увидел. Проснувшись, Алёша и вправду обнаруживает в кармане конопляное семечко, что наталкивает на вопрос: значит это был не сон? Когда начались уроки, Алёша первый раз ответил на всё без остановок и запинок. И так шло до тех пор, пока не пропало его семечко и пока он не испортился до горделивого и непослушного человека. Тогда Чернушка возвращает ему семечко, но, когда пропало семечко, Алёша всем так надоел, что учитель задал ему выучить двадцать печатных страниц, а выучил он всего лишь две, и то плохо. Когда Алёша рассказал заданные двадцать страниц, тогда учитель был удивлён. Он выучил их поутру, но дети опровергли его слова. Из-за этого, Алёшу были готовы высечь розгами, но товарищей ему избежать наказания. И учитель снова спросил. Алёша не выдержал, понимая что перед ним стоит тяжёлый выбор: либо предать своего друга и его весь народ, либо себя от наказания. И когда Алёша рассказал обо всём, как он выучил урок, учитель был в гневе, не поверив ему. Стало только хуже. Его без замедления высекли и он отправился в свою комнату. Там он встречает министра в золотых цепях, со слезами на глазах прощается с ним. Позже выясняется, что Алёша был обнаружен с сильной горячкой и был под надзором доктора. С тех пор, Алёша усвоил урок о том, что, получив желаемое, не стоит изменяться в худшую сторону, а потеряв желаемое, вернулся в свой первоначальный облик. Все сделали вид, что позабыли о выходках Алёши, и что вернулись на круги своя.
Эта повесть считается первым авторским произведением для детей в русской литературе. А для меня, как земляка поэта Алексея Константиновича Толстого, (его родовое поместье - Красный Рог, где он и похоронен, в 25 км. от дома моих родителей) она совсем особенная. Ведь, написана она специально для него - Алеши Толстого, 12-летнего племянника - его родным дядей.
Потому-то и главный герой носит имя Алеша, как звали племянника, которого хотел побаловать сказочкой дядя, но присутствует здесь определенная двойственность. Дело в том, что самого дядю зовут так же, Антоний Погорельский - это псевдоним Алексея Алексеевича Перовского. Так что, возможно, за мистическим антуражем в повести спрятаны истинные эмоциональные переживания автора в детстве.
Эта романтическая сказка и написана в эпоху романтизма, мне кажется Погорельский испытывал очень заметное влияние немецких мистических романтиков (Гофман, Гауф). А кроме того, известен немецкий же средневековый гримуар под названием "Черная курочка", в котором раскрывается, якобы, секрет, как выпестовать особую курочку черного цвета, которая будет нести золотые яйца. В русской сказке тоже имеется такая курочка, но там, если вы помните, она - ряба. Так что Погорельский явно обращается к немецкому опыту, тем более, что и сюжет оказывается связан с идеей получения неких благ за просто так.
Двойственность, о которой я уже упоминал, проявляется и в сюжетном построении - события происходят сразу в двух мирах - реальном и сказочном (подземном), это не новшество в мистической литературе, взять того же "Щелкунчика" Гофмана, похожий прием.
В литературоведческих кругах есть мнение, что Погорельский, бывший масоном, попытался в сказочной форме представить обряд инициации, после которого новообращенный адепт приобщался к истине. В таком предположении есть существенный резон, если мы вспомним с какой тщательностью следовало выполнять все тонкости ритуала. В первой попытке Алеша нарушил заранее объявленные правила, в результате все пошло не так, и обряд не состоялся. При повторном прохождении мальчик вел себя намного осторожнее, выполняя все требования, и достиг желанного результата - он был представлен королю подземного царства, то есть магистру масонского ордена. Министр "Черная курица" выполняет здесь функции вербовщика, он несет личную ответственность за благонадежность кандидата.
С Алеши берется клятва о неразглашении, если он кому-нибудь расскажет о подземных жителях (братьях), они для него исчезнут, и он лишится их поддержки. Сейчас же, в качестве гарантии такой поддержки ему вручается конопляное зернышко, которое позволит ему знать урок, не уча его, то есть откроет ему прямой путь к истине. Это еще и некоторая аналогия тех золотых яиц, что несет правильно выращенная черная курица.
И все же, философия масонства предполагает постоянную работу над собой, Алеша же, полагаясь на конопляное зернышко, пренебрегает этим условием и провоцирует пристальное внимание к своей особе со стороны властей, в данном случае - учителя. Далее следуют испытания, сначала утеря волшебного зернышка и всех чудесных качеств, которые им обеспечивались, затем проговаривание про подземных жителей. Автор показывает, что происходит с теми, кто предал братство, они навек лишаются поддержки. А вот наказание все равно следует неминуемо, Алешу высекли.
Для мальчика всё заканчивается хорошо, как и должно быть в сказке, переболев он исправляется и, вспоминая свои приключения он даже сомневается, а были ли они на самом деле, или ему все приснилось. Да, это тоже довольно стандартный прием для мистической литературы, но я рискну кое-что сказать по этому поводу, может быть, в качестве шутки. Помните, какое зернышко подарили жители сказочной страны Алеше? Правильно - конопляное! Зернышко только одно, так и мальчик маленький, конечно, это я говорю не всерьез, но тут важнее ассоциативный ряд - где конопля, там и галлюцинации.