2. Поясніть, чому автор у назві твору не згадує імен героїв. 3. Знайдіть художні деталі, що засвідчують соціальний і майновий ста-
тус персонажів.
4. Виразно прочитайте кульмінаційний момент твору. Визначте в про-
читаному фрагменті підтекст.
5. Як змінилася Поведінка й мова тонкого, коли він дізнався про те, яку
посаду обіймає його колишній приятель? Поясніть зміну цієї пове-
дінки.
6. Які дієслова розкривають зміни у внутрішньому стані персонажа
(тонкого)? Прокоментуйте їх.
7. Визначте тему та ідею твору.
Я считаю, что рассказ Ф.М Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке” и сказка Г.Х. Андерсена “Девочка со спичками” во много похожи. В них использовали темы и приемы, характерные для народных сказок. Девочке, когда она замерзает, привиделись рождественский гусь, елка и бабушка, а мальчик видит стол с пирогами, елку и кукол, которых он принимает за играющих детей. Также в качестве основного художественного приема оба писателя используют антитезу. Они сравнивают подвалы, темные улицы, тусклые фонари и мечты своих героев.
Особо следует заметить, что Достоевский и Андерсен сочувствуют детям. Это можно понять из того, как писатели описывают девочку и мальчика. Авторы используют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ни Ф.М. Достоевский, ни Г.Х. Андерсен не наделяют своего героя именем из-за того, что такая участь может постигнуть любого ребенка.
И мальчик, и девочка не могут вернуться домой. Мальчику некуда возвращаться, все его родные умерли, а девочка боится вернуться домой, потому что отец может побить её.
Все различия, присутствующие между сказкой и рассказом несущественны. Общий смысл и впечатление от этого не меняются. Разница только в том, где и когда происходят события, кто главный герой и почему ему пришлось выйти на улицу.
Эти произведения заставляют о многом задуматься.