Образ и характеристика Николая Павловича в повести "Левша" Лескова После смерти императора Александра I на престол восходит его брат, император Николай I. Николай получает в наследство английскую стальную блоху: "Удивительная блоха из аглицкой вороненой стали оставалась у Александра Павловича в шкатулке под рыбьей костью, пока он скончался в Таганроге... Императрица Елисавета Алексеевна... передала эту диковину... в наследство новому государю." В начале царствования Николай I не обращает внимания на блоху, потому что в 1825 году происходит восстание декабристов. Затем царь решает наконец заняться блохой: "Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение..." Николай поручает казаку Платову отвезти блоху в Тулу к местным оружейникам, чтобы те превзошли англичан в мастерстве. На самом деле встреча Николая и Платова - это вымысел автора, так как в реальности Платов умер в 1818 г., а Николай I начал править в 1825 г.): "Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить." Николай надеется и верит в русских людей. В этом он не похож на своего брата Александра, который хвалил иностранных умельцев: "Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный..." "...брат мой этой вещи удивлялся и чужих людей, которые делали нимфозорию, больше всех хвалил, а я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что‑нибудь сделают." (Николай о себе) "...он на своих людей надеется..." Император Николай I не любит уступать иностранцам, поэтому он решает заняться блохой, чтобы показать свое превосходство перед англичанами: "...никакому иностранцу уступать не любил..." Николай Павлович верит в русских мастеров, и тульские оружейники оправдывают его доверие. Искусные оружейники подковывают английскую блоху: "Что за лихо! – Но веры своей в русских мастеров не убавил..." "Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что‑нибудь сверх понятия сделано." На самом деле император Николай - гордый, тщеславный и самолюбивый человек. С таланта тульских мастеров он надеется удовлетворить свое самолюбие и показать англичанам, что его народ - самый талантливый: "Я знаю, что мои русские люди меня не обманут." "...Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!" У императора Николая Павловича хорошая память, он ничего не забывает. Так например, царь хорошо помнит о блохе, которую он велел отвезти в Тулу: "...Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный – ничего не забывал..." "...государь Николай Павлович ни о чем не забывал..." Критика об образе Николая Павловича в "Левше" "В готовности Александра бездумно восхищаться всеми раритетами, которые... демонстрируют ему англичане, проявляется полное отсутствие у этого главы государства патриотического чувства. <...> Новый русский самодержец Николай I - правитель несравненно более твердого характера и к тому же сразу по своему восшествию на престол ... заявляющий о приверженности к "своим русским людям". Вспомнив о блохе, он решает немедленно подвергнуть ее "русским пересмотрам" и посылает с ней Платова к тульским мастерам. Однако речь Николая, густо уснащенная личными и притяжательными местоимениями, выдает истинную подоплеку его внешне патриотического поступка. <...> ...Николаем движет не столько национальный интерес, сколько тщеславное желание продемонстрировать миру преданность ему его подданных. <...> Восторг царя при виде подкованной блохи - это тоже не столько живой всплеск ... патриотических чувств, сколько торжество удовлетворенного тщеславия...Своекорыстный патриотизм Николая... в контексте сказа подвергается безусловному осмеянию, как и легковесное англоманство Александра." (И. В. Столярова, "Лесков. Полное собрание сочинений в 30 томах", вступительная статья к тому 1, 1996 г.)
Никола́й Алексе́евич Некра́сов(28 ноября [10 декабря] 1821, Немиров, Подольская губерния, Российская империя — 27 декабря 1877 [8 января 1878], Санкт-Петербург) — русский поэт, писатель и публицист, классик русской литературы[4][5]. С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки». По взглядам его причисляют к «революционным демократам»[6][7] Личные нравственные качества поэта, ввиду нескольких неоднозначных поступков, были спорны для современников и остаются предметом споров[8].
Наиболее известен такими произведениями, как эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины»[9], стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства[10]. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа[11] — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось[12]. Его поэзия оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии[13].
С 1847 по 1866 год — руководитель литературного и общественно-политического журнала «Современник», с 1868 года — редактор журнала «Отечественные записки». По взглядам его причисляют к «революционным демократам»[6][7] Личные нравственные качества поэта, ввиду нескольких неоднозначных поступков, были спорны для современников и остаются предметом споров[8].
Наиболее известен такими произведениями, как эпическая поэма «Кому на Руси жить хорошо», поэмы «Мороз, Красный нос», «Русские женщины»[9], стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», «Железная дорога». Его стихи были посвящены преимущественно страданиям народа, идиллии и трагедии крестьянства[10]. Некрасов ввёл в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа[11] — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии. Некрасов первым решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что до него не практиковалось[12]. Его поэзия оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а позже и советской поэзии[13].
(это главное,хоч что-то убери из сообщения