наиболее разносторонне раскрыт характер городничего. здесь проявилось подлинное реалистическое мастерство гоголя, способность показать общественного человека, «созданного» существующими обстоятельствами. в отличие от героев комедии классицизма городничий — не злодей по натуре. по словам гоголя, он «более всего тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки». и хотя «злобного желания притеснять в нем нет», «из-за этой заботы он стал притеснителем, не чувствуя сам, что он притеснитель». ему вверен город, и он распоряжается в нем полновластно, сделавшись главой целой корпорации мошенников. он считает взяточничество вполне естественным явлением, почти что узаконенным, определяемым только чином и общественным положением взяточника. «смотри! не по чину берешь! »— говорит он квартальному.
не брезгуя ничем, городничий предпочитает, однако, срывать крупные куши, он спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные на строительство церкви, представив ложный рапорт, что она «начала строиться, но сгорела». « неглупый по-своему человек», он предстает чрезвычайно опытным и хитрым мошенником. поэтому в ожидании ревизора он вначале держится достаточно бодро, надеясь обмануть и его. панический страх охватывает городничего лишь при вести, что ревизор инкогнито живет в городе две недели. гоголь достигает замечательного комического эффекта, показывая поспешные старания «отца города» кое-как прикрыть «дыры и прорехи». созданная гоголем ситуация страха великолепно раскрывает незаурядные «дипломатические способности» городничего: угодничая перед мнимой «государственной особой», он ловко «ввертывает» хлестакову вместо двухсот рублей четыреста, а затем подпаивает его за завтраком с целью выведать об его истинном положении и полномочиях.
ситуация страха, вызывая у городничего постоянное эмоциональное напряжение, обнаруживает грубость и неразвитость его натуры. самый напряженный момент в развитии действия, когда почтмейстер приносит перехваченное письмо хлестакова к тряпичкину и городничий в присутствии многочисленных гостей узнает, что был обманут. охватившее его исступление придает его положению в конце комедии некие трагические черты, которые, однако, отнюдь не возвышают его образа. его злоба переходит на «бумагомарак», «щелкоперов», которые могут «вставить» его в комедию на посмешище всему свету. это типичная ярость реакционера, боящегося и ненавидящего прогрессивную мысль, «либералов проклятых». при всем этом в сознании городничего собственный позор связывается с позором всего общественного порядка, и знаменитая фраза, обращенная не только к другим персонажам, но и к зрительному залу: «чему смеетесь? — над собой эх, » — великолепно раскрывает адресата гоголевских обличений.
наиболее разносторонне раскрыт характер городничего. здесь проявилось подлинное реалистическое мастерство гоголя, способность показать общественного человека, «созданного» существующими обстоятельствами. в отличие от героев комедии классицизма городничий — не злодей по натуре. по словам гоголя, он «более всего тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки». и хотя «злобного желания притеснять в нем нет», «из-за этой заботы он стал притеснителем, не чувствуя сам, что он притеснитель». ему вверен город, и он распоряжается в нем полновластно, сделавшись главой целой корпорации мошенников. он считает взяточничество вполне естественным явлением, почти что узаконенным, определяемым только чином и общественным положением взяточника. «смотри! не по чину берешь! »— говорит он квартальному.
не брезгуя ничем, городничий предпочитает, однако, срывать крупные куши, он спокойно кладет себе в карман деньги, отпущенные на строительство церкви, представив ложный рапорт, что она «начала строиться, но сгорела». « неглупый по-своему человек», он предстает чрезвычайно опытным и хитрым мошенником. поэтому в ожидании ревизора он вначале держится достаточно бодро, надеясь обмануть и его. панический страх охватывает городничего лишь при вести, что ревизор инкогнито живет в городе две недели. гоголь достигает замечательного комического эффекта, показывая поспешные старания «отца города» кое-как прикрыть «дыры и прорехи». созданная гоголем ситуация страха великолепно раскрывает незаурядные «дипломатические способности» городничего: угодничая перед мнимой «государственной особой», он ловко «ввертывает» хлестакову вместо двухсот рублей четыреста, а затем подпаивает его за завтраком с целью выведать об его истинном положении и полномочиях.
ситуация страха, вызывая у городничего постоянное эмоциональное напряжение, обнаруживает грубость и неразвитость его натуры. самый напряженный момент в развитии действия, когда почтмейстер приносит перехваченное письмо хлестакова к тряпичкину и городничий в присутствии многочисленных гостей узнает, что был обманут. охватившее его исступление придает его положению в конце комедии некие трагические черты, которые, однако, отнюдь не возвышают его образа. его злоба переходит на «бумагомарак», «щелкоперов», которые могут «вставить» его в комедию на посмешище всему свету. это типичная ярость реакционера, боящегося и ненавидящего прогрессивную мысль, «либералов проклятых». при всем этом в сознании городничего собственный позор связывается с позором всего общественного порядка, и знаменитая фраза, обращенная не только к другим персонажам, но и к зрительному залу: «чему смеетесь? — над собой эх, » — великолепно раскрывает адресата гоголевских обличений.