3. Как автор создает образ своего героя? Найди и подчеркни
словосочетания, которые отражают
поступки мальчика.
В цирке побывали, подбрасывал
тарелки, захотелось попытаться,
падали тарелки, секрет какой-то
проглядел, артистов разных
повидали. (говорится про текст жонглёр Александр Монвиж Монтвид
"...я тогда стоял в крепости за Тереком с ротой – этому скоро пять лет. Раз, осенью, пришел транспорт с провиантом; в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти..."
О внешность Печорина известно следующее:
"...Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький..."
"...он был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским..."
"...Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение..."
"...карие глаза <...> они не смеялись, когда он смеялся!.."
"...белокурые волосы, вьющиеся от природы..."
"... усы его и брови были черные...""...немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны..."
Григорий Печорин - молодой офицер:
"...я офицер, еду в действующий отряд по казенной надобности..."
"...мне, странствующему офицеру..."
Мой ответ я хочу вынести за рамки группового обсуждения. Народная сказка не является наглядным пособием на тему «что такое хорошо и что такое плохо»! Мораль сказки не лежит на поверхности. Как правило, ее там вообще нетJ. Народная сказка многослойна и неоднозначна. Мифы, исторические события, попытки творчески осмыслить окружающий мир – вот ингредиенты, на которых замешана фольклорная сказка.
Конечно, на примере сказочных образов мы можем беседовать с детьми о добре, зле, стойкости, верности, милосердии и т.д. Но мы должны помнить, что это лишь «прикладное» значение сказки. Объяснение нравственных аспектов не являются ни ее сутью, ни ее целью.
Большинство народных сказок являются отголосками мифов. Если рассматривать сказку «Гуси-Лебеди» с мифологического ракурса, мы увидим, что в ее основе лежит ритуал перехода. Образ мальчика, похищенного гусями-лебедями и унесенного в лес, к Бабе Яге, отсылает нас к древнему обряду инициации. Образ сестры вырастает из образа жрицы, проводящей этот обряд. Баба Яга – это страж границ потустороннего мира, проводник в тот мир. А гуси-лебеди являются птицами, доставляющими души умерших в иной мир. Таких птиц называют психофоры, что в переводе с греческого означает «переносчики душ». Образ этих птиц восходит к древним представлениям о душе человека, принимающей облик птицы. В русском фольклоре превращение главного героя в птицу является распространенным сюжетным ходом.
Вспомните сказки с подобными превращениями и попробуйте трактовать их с точки зрения мифологического сознания. Вы увидите, что в давно знакомых и, казалось бы, простых сюжетах скрывается много необычного. Желаю вам интересных открытий!