В стародавние, тёмные времена, отрок молодой пришёл в храм, молиться да поклоны бити. Услыхал о том бес проклятущий, да как начал всё время как-бы невзначай крутился возле алтаря, и всё скрежетал, что ты там затих, почему тебя не слышно? Испугался отрок, слова вымолвить не может. Так проклятый как начал ломиться в душу, и орать, что ты там молчишь, что с тобой? Начал поносить его и ругаться, да так, что ужас брал поневоле, смущал отрока что вообще душу с тела вырвет. Бес вопил, что, нежели молится и с закрытыми глазами, причём не просто стоя, а непосредственно на коленях, стращал тем, что убъёт, и сам потом отрока благоверного смущал, говория: вот я ругнусь и прокляну, и ты так делай! Сомкнул очи отрок глаза в ужасе диком, и слышит, бес где-то у алтаря встал в отдалении. Набравшись смелости, взял крест в руки, и на пол, накарачики присел, а там щель очень широкая снизу у алтаря, ну и взглянул он в щель и смотрит. А там бес прямо в щель смотрит, и ухмыляется: ну что? Смутился?
Главные герои «Слова...» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы». Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле». Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова...». Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили... Но вот зло — князья мне не в худо времена обернулись». Основной в «Слове...» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова...». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо. Во-вторых, патриотическая идея «Слова...» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».
В стародавние, тёмные времена, отрок молодой пришёл в храм, молиться да поклоны бити. Услыхал о том бес проклятущий, да как начал всё время как-бы невзначай крутился возле алтаря, и всё скрежетал, что ты там затих, почему тебя не слышно? Испугался отрок, слова вымолвить не может. Так проклятый как начал ломиться в душу, и орать, что ты там молчишь, что с тобой? Начал поносить его и ругаться, да так, что ужас брал поневоле, смущал отрока что вообще душу с тела вырвет. Бес вопил, что, нежели молится и с закрытыми глазами, причём не просто стоя, а непосредственно на коленях, стращал тем, что убъёт, и сам потом отрока благоверного смущал, говория: вот я ругнусь и прокляну, и ты так делай! Сомкнул очи отрок глаза в ужасе диком, и слышит, бес где-то у алтаря встал в отдалении. Набравшись смелости, взял крест в руки, и на пол, накарачики присел, а там щель очень широкая снизу у алтаря, ну и взглянул он в щель и смотрит. А там бес прямо в щель смотрит, и ухмыляется: ну что? Смутился?
Главные герои «Слова...» князья Игорь и Всеволод изображены в традициях эпического летописного стиля. Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор тем не менее создает его образ как воплощение княжеских доблестей. Игорь мужествен, исполнен «ратного духа», его чувство воинской чести и желание «испить шеломом Дону Великого» не может поколебать даже страшное предзнаменование — солнечное затмение. Брат Игоря Всеволод не уступает ему в доблести, его воины «под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, с конца копья вскормлены», ищут «себе чести, а князю славы». Ярославна, жена князя Игоря, — воплощение лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Подчеркивая обобщающий характер этого образа, автор использует фольклорный жанр — плач. Ярославна обращается к силам природы: к ветру, Днепру и солнцу, призывает их на князю. Образ тоскующей Ярославны сопоставляется с образом кукушки. «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле». Своеобразным выражением авторской мысли об объединении Руси является образ киевского князя Святослава, двоюродного брата Игоря и Всеволода. Сон Святослава, его «Золотое слово» можно назвать композиционным центром «Слова...». Святослав изображен могущественным, грозным и мудрым: «О мои дети, Игорь и Всеволод!.. Без чести ведь кровь поганую пролили... Но вот зло — князья мне не в худо времена обернулись». Основной в «Слове...» является патриотическая идея. Она воплощается в двух аспектах. Во-первых, в эпичности и масштабности изображения Русской земли — от Новгорода на Севере до Тмутаракани на Юге, от Волги на Востоке до Угорских гор на Западе. Русская природа в изображении автора представляет собой необыкновенно широкий фон, на котором происходит действие, и одновременно является действующим лицом «Слова...». Деревья роняют листву от печали, звери и птицы предупреждают Игори об опасности, природа скорбит, когда Игорь терпит поражение, и радуется, когда он бежит из плена. Но Русская земля для автора не только природа, но и народ, ее населяющий: жены воинов, князья, пахари. Русь изображается как огромное живое существо. Во-вторых, патриотическая идея «Слова...» определяет сам замысел произведения. Автор ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение — это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».