3. От какого лица ведётся рассказ? Кто является героем произведения?
Назовите прототипов главных героев.
5.
В какое время происходят события в рассказе?
6. Когда началась самостоятельная жизнь мальчика?
7. Почему герою пришлось переехать в райцентр?
8.
Как жила семья мальчика? Чем питались дети?
9. Какие трудности испытывает главный герой, переехав в рай-
центр?
10. Как учился мальчик? Что при изучении французского языка было
трудным для него?
11. Как к нему относились одноклассники? Почему?
12. О чём мечтал герой?
13. Почему ему не хватало еды, которую передавала мама? Объяс-
ните фразу: «В городе голод пережить труднее, чем в деревне?»
14. Куда привёл Федька мальчика? В какую игру играли ребята?
15. Почему герой не принимал участия в игре? Какие забавы он любил?
16. На что мама передавала ему деньги, и на что герой тратил вы-
игранные деньги?
17. Кто был главным в игре?
18. Какие отношения были в классе между ребятами? Найдите
в тексте, сделайте вывод.
19. Как научился мальчик играть в чику? К чему ему пришлось
приучить себя?
20. Почему Вадик и Птаха были против мальчика? За что они его
избили? Почему плакал главный герой?
21. Какой результат дали дополнительные занятия французским
Языком? Как ему самолюбие?
22. Кто из героев мальчику? А.
23. Почему главный герой не принимает учительницы?
24. В какую игру научила играть учительница мальчика? Почему она
решила играть с ним на деньги?
Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело. Мальчик Ваня хочет узнать, кто построил железную дорогу. И автор стихотворения рассказывает ему, что все это сделали простые люди, «массы народные», которые «…к жизни воззвав эти дебри бесплодные, гроб обрели здесь себе». И в лунную ночь появляется толпа мертвецов. Они поют свою песню, в которой рассказывают о тяжелых и бесчеловечных условиях, в которых они строили железную дорогу:
* Мы надрывались под зноем, под холодом,
* С вечно согнутой спиной,
* Жили в землянках, боролись с голодом,
* Мерзли и мокли, болели цингой.
Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божий ратники, мирные дети труда». И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды. Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете!» Впечатляет нас образ больного белоруса: «губы бескровные, веки упавшие, язвы на тощих руках…», «ямою грудь». «Трудно свой хлеб добывал человек!» — с горечью восклицает автор. Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую», не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам. Ведь труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.