3. Проверь себя! 1) Какие приёмы создания образа использовал автор в произведении?
) портрет б) характер героя в) мимика, жесты
2) Спрогнозируй развитие сюжета произведения по поступкам,
характеристике героев и событиям. Продолжи предложения.
Казахстане особо чтят память Ыбрай Алтынсарина, потому что ... .
Дед хотел, чтобы его внук стал образованным и культурным челове-
мом Я "Того, чтобы ... .
Ыбрий отличался серьёзным и упорным характером, поэтому ... .
2.Раскольников очень беден. Отца у него нет. Его мать получает после покойного мужа сто двадцать рублей пенсиона и из этих денег старается тратить как можно меньше на собственную особу. Сестра Раскольникова живет в гувернантках. Сам Раскольников кое-как перебивается уроками и разными грошовыми работами, получает изредка субсидию от матери, борется с нищетой, старается при этом учиться, напрягает все свои силы, наконец изнемогает в непосильной борьбе, выходит из университета по совершенному недостатку средств и погружается в то мучительное оцепенение, которое обыкновенно овладевает утомленными, измученными и окончательно побежденными людьми. Роман начинается тогда, когда Раскольников совершенно задавлен обстоятельствами. Он живет в крошечной каморке, более похожей на шкаф, чем на комнату; он должен кругом хозяйке квартиры и при каждой случайной встрече с нею принужден выслушивать кротко и почтительно напоминания о платеже, жалобы и угрозы, на которые ему приходится отвечать извинениями, избитыми отговорками, стереотипными об отсрочке и торжественными, но неубедительными обещаниями уплатить сполна при первой возможности.
3.Существуют такие границы, за которыми бедность становится неприличной и невыносимой для глаз благовоспитанного и состоятельного человека; кто имел несчастие или неосторожность перешагнуть через эти роковые границы, тот теряет право искать себе работу и являться серьезным претендентом на какое бы то ни было вакантное место. 4.Итак, Раскольников растерял свои насущные дела, и ему почти невозможно было обзавестись ими снова. Почему и каким образом он их растерял, этого не сказано у Достоевского, но этот пробел очень легко может быть пополнен собственными соображениями читателя. .
5. Нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную апатию; нет также ничего удивительного в том, что во время этой апатии в его уме родилась и созрела мысль совершить преступление.
6.Преступление, описанное в романе Достоевского, выдается из ряда обыкновенных преступлений только потому, что героем его является не безграмотный горемыка, совершенно неразвитый в умственном и нравственном отношениях, а студент анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души, умеющий создавать для оправдания своих поступков целые замысловатые теории и сохраняющий во время самых диких заблуждений тонкую и многостороннюю впечатлительность и нравственную деликатность высоко развитого человека.
7. Никаких теорий тут, конечно, не могло бы быть; никаких философских обобщений, никаких высших взглядов на отношения личности к обществу; ничего, кроме тупого страдания и неясной тревоги.
Человек помешанный не может отвечать за свои поступки. С него невозможно взыскивать за то зло, которое он делает себе и другим; его нельзя ни судить, ни наказывать. Этот принцип в настоящее время принят всеми уголовными кодексами образованного мира.
8.Его молодое самолюбие так глубоко изранено разнообразнейшими оскорблениями, что уже нет той формы дружеского участия, которая могла бы доставить ему приятное ощущение и которая не показалась бы ему выражением обидного и высокомерного сострадания. Это чувство нравственного отвращения усиливается еще и доводится до своего апогея простым ощущением физической тошноты.
9.. Раскольников замечает тотчас же, что этот поворот в его мыслях произошел от стакана пива, и это простое наблюдение заставляет его плюнуть и сказать: "Какое все это ничтожество".
У А. С. Пушкина Пугачевский бунт – это стихия мятежа и насилия. Это разорение деревень, шайки разбойников повсюду, произвол и беззаконие. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » – вот гуманизм позиции автора.
С. А. Есенин в восстании видит справедливое народное возмездие. Нарушен мирный труд крестьян, после смерти Петра III Екатерина отдала все «под надзор своих дворян» . Теперь повсюду «стонет Русь от цепких лапищ» . Но «уже мятеж вздымает паруса» , и нужен только «тот, кто б первый бросил камень» . Есенин видит историческую объективность в необходимости появления предводителя восставших, Пугачев только сыграл в истории нужную роль, возглавив народные массы.
Образы героев тоже раскрываются по-разному. Пушкинский Пугачев – авантюрист, знающий, что идет на риск, и желающий повторить успех Гришки Отрепьева. Он и жесток, и великодушен одновременно. В то же время он знает, что ему «поздно каяться» , ему не будет помилования и остается только идти до конца.
У Есенина Пугачев представлен как мечтатель-романтик, поэт в душе. Он любит родину, природу, мечтает о достойной для народа жизни и его мирном труде. Он не верит в разгром своего войска и стремится по Каспию бежать в Азию – «голубую страну» своей мечты. У него необычная поэтическая речь, полная эпитетов, метафор, образных сравнений.
Уже давно я, давно я скрывал тоску
Перебраться туда к их кочующим станам,
Чтоб разящими волнами их сверкающих скул
Стать к преддверьям России,
как тень Тамерлана.
Вечный странник, правдоискатель и романтик, защитник народа – таким предстает Пугачев в поэме С. А. Есенина.
А. Пушкин сочувствует Пугачеву – незаурядной личности, пошедшей по неверному пути и трагически обреченной.