Но Электроник проявлял любознательность к новому миру, и нам пришлось учить его заново. Те же самые дома, автомобили, животные, которых он видел на рисунках, из плоских обратились в объемные. Мальчик видел цветы, траву, деревья, и я стремился дать ему представление о непрерывности процессов на Земле. Он замечал, как похожи и не похожи друг на друга дома, улицы, скверы, как день ото дня меняется или повторяется погода. Словом, я хотел, чтобы он, как и все мы, люди, привык к характерным условиям жизни и разнообразию мира… Не мне судить, как это удалось. Я считал, что он вежливый, спокойный, правдивый, и не ожидал от него таких трюков. Потом еще это странное имя — Сергей Сыроежкин
Стихи «О скворцах» Владимира Алексеевича Солоухина построены на контрастах отношения людей к перелетным певчим птицам.
Стихотворение написано в 1956 году. Поэту в эту пору исполнилось 32 года, он не столь давний выпускник Литературного института, автор сборников стихов и прозы. Довелось ему и как сотруднику журнала «Огонек» побывать в разных концах страны и даже Европы. Известность его особенно возросла после публикации книги «Владимирские проселки». В ее основу положены летние впечатления от пешего путешествия вместе с женой по родным местам. В жанровом отношении – пейзажная лирика, рифмовка перекрестная, 11 строф. Лирический герой вместе с земляками готовит «жилища певцам». Действительно, скворечник на Руси появился достаточно давно, примерно в XIX веке. Преемственность традиции встречи перелетных птиц сохранялась и в СССР. Видимо, участвовал в ней и герой стихотворения. В третьей строфе – квинтэссенция гражданских, патриотических взглядов писателя: «родина ихняя здесь» (тут употребляется просторечное местоимение, теперь – грамматическая ошибка). «За морями»: звучит в фольклорном духе, хотя здесь имеет вполне себе прямой смысл. В 4 строфе поэт рассуждает с деревенской, практической логикой: можно галку убить и сороку. Что ж, и сейчас существуют квоты на их отстрел. Провинились они, например, поеданием яиц и птенцов домашней и дикой птицы. Дальше герой описывает случай, произошедший на его глазах. «Серьезный взрослый мужчина» стал стрелять по стае скворцов. На резонный вскрик героя: сукин сын! (зоосемантическая метафора, брань, ставшая литературной нормой) следует исчерпывающий ответ от моряка. Оказывается, в далекой Австралии, куда (среди прочих возможных мест) летят осенью скворцы, их используют при приготовлении довольно изысканных кулинарных блюд. Скажем, в соусах или паштетах. «Зачем от нас летать?»: возможно, в поступке мужчины есть своеобразный отзвук недавно отшумевшей борьбы с космополитизмом, прозападными настроениями. Задетый за живое, он встречает скворцов ружейными выстрелами. И для острастки, вразумления беспечных птиц, и от обиды за их перелетную природу. В предпоследних строфах собеседник героя живописует нравы зарубежных «культурных столиц», алчных жильцов «королевских вилл». Финальная строфа перекликается с первой. Вся Россия встречает скворцов. Эпитеты: жемчужных зубах, гиблые сети. Диалогичность, ряд вопросов и восклицаний. Инверсия: наблюдал я. Просторечный лексический повтор с подъемом эмоций: воротились! Парентеза (обращение и вводные конструкции): брат, помню. Метафора: окрестность ответила стоном.
В произведении «О скворцах» В. Солоухин обращается к своей излюбленной теме родной природы
Но Электроник проявлял любознательность к новому миру, и нам пришлось учить его заново. Те же самые дома, автомобили, животные, которых он видел на рисунках, из плоских обратились в объемные. Мальчик видел цветы, траву, деревья, и я стремился дать ему представление о непрерывности процессов на Земле. Он замечал, как похожи и не похожи друг на друга дома, улицы, скверы, как день ото дня меняется или повторяется погода. Словом, я хотел, чтобы он, как и все мы, люди, привык к характерным условиям жизни и разнообразию мира… Не мне судить, как это удалось. Я считал, что он вежливый, спокойный, правдивый, и не ожидал от него таких трюков. Потом еще это странное имя — Сергей Сыроежкин
Стихи «О скворцах» Владимира Алексеевича Солоухина построены на контрастах отношения людей к перелетным певчим птицам.
Стихотворение написано в 1956 году. Поэту в эту пору исполнилось 32 года, он не столь давний выпускник Литературного института, автор сборников стихов и прозы. Довелось ему и как сотруднику журнала «Огонек» побывать в разных концах страны и даже Европы. Известность его особенно возросла после публикации книги «Владимирские проселки». В ее основу положены летние впечатления от пешего путешествия вместе с женой по родным местам. В жанровом отношении – пейзажная лирика, рифмовка перекрестная, 11 строф. Лирический герой вместе с земляками готовит «жилища певцам». Действительно, скворечник на Руси появился достаточно давно, примерно в XIX веке. Преемственность традиции встречи перелетных птиц сохранялась и в СССР. Видимо, участвовал в ней и герой стихотворения. В третьей строфе – квинтэссенция гражданских, патриотических взглядов писателя: «родина ихняя здесь» (тут употребляется просторечное местоимение, теперь – грамматическая ошибка). «За морями»: звучит в фольклорном духе, хотя здесь имеет вполне себе прямой смысл. В 4 строфе поэт рассуждает с деревенской, практической логикой: можно галку убить и сороку. Что ж, и сейчас существуют квоты на их отстрел. Провинились они, например, поеданием яиц и птенцов домашней и дикой птицы. Дальше герой описывает случай, произошедший на его глазах. «Серьезный взрослый мужчина» стал стрелять по стае скворцов. На резонный вскрик героя: сукин сын! (зоосемантическая метафора, брань, ставшая литературной нормой) следует исчерпывающий ответ от моряка. Оказывается, в далекой Австралии, куда (среди прочих возможных мест) летят осенью скворцы, их используют при приготовлении довольно изысканных кулинарных блюд. Скажем, в соусах или паштетах. «Зачем от нас летать?»: возможно, в поступке мужчины есть своеобразный отзвук недавно отшумевшей борьбы с космополитизмом, прозападными настроениями. Задетый за живое, он встречает скворцов ружейными выстрелами. И для острастки, вразумления беспечных птиц, и от обиды за их перелетную природу. В предпоследних строфах собеседник героя живописует нравы зарубежных «культурных столиц», алчных жильцов «королевских вилл». Финальная строфа перекликается с первой. Вся Россия встречает скворцов. Эпитеты: жемчужных зубах, гиблые сети. Диалогичность, ряд вопросов и восклицаний. Инверсия: наблюдал я. Просторечный лексический повтор с подъемом эмоций: воротились! Парентеза (обращение и вводные конструкции): брат, помню. Метафора: окрестность ответила стоном.
В произведении «О скворцах» В. Солоухин обращается к своей излюбленной теме родной природы