1)Важные темы творчества Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Чусовской рабочий». Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз»[5]. Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина — обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение. По мнению маршала Дмитрия Язова (2013), признававшего «сильный литературный талант» Астафьева, он «очень черно писал о войне, надрывно, я бы сказал»[6]. Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям Астафьева из мирной жизни. Одним из первых он упомянул в печати (в «Краже», «Последнем поклоне») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся». Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон». Книги Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира и издавались многомиллионными тиражами.
2)Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина. С 1966 года — профессиональный литератор, с 1967 года — член Союза писателей СССР. Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия»[15]. В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора. Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976). В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи — век люби». Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя. В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997). В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000). В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе. В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению[16]. В 2013 году с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет».
Молодая девушка по имени Софи Хаттер — старшая из трёх сестер, живущих в городе Маркет-Чиппинг. Город находится в королевстве Ингария, в котором магия является обыденным делом. Софи искусно обращается с иглой и в каморке украшает шляпки, бессознательно наделяя их душой. Как старшая из сестёр, она смирилась с тем, что не найдёт своей судьбы и будет обречена вести скучную жизнь хозяйки шляпного магазина. Но злая Болотная Ведьма превращает её в старуху, ошибочно приняв за сестру, к которой в тот момент проявлял интерес Волшебник Хоул. Софи покидает свой магазин и уходит из дома куда глаза глядят. По дороге Софи бессознательно оживляет чучело, которое как выяснится позже заколдовала Болотная Ведьма. После долгой и изнурительной дороги Софи находит пристанище в замке Хоула, известного в её родном городе как поедатель сердец молодых красивых девушек.
Вскоре Софи узнаёт, что Хоул, эгоцентричный, высокомерный и бесчестный, в глубине души является добрым человеком (а также исключительно одарённым волшебником). Его ученик Майкл по Хоула распространяет слухи о кровожадности Хоула, чтобы избежать лишнего внимания, а также не выглядеть слишком благородным в глазах короля и тем самым избежать лишних обязанностей и ответственности. Входная дверь в замок на самом деле является порталом, открывающимся в четырёх разных местах: у ходячего замка в холмах возле Маркет-Чиппинг, в прибрежном городе Портхэвен, в столице королевства Кингсбери и в родном доме Хоула в Уэльсе, где его знают под именем Хоуэл Дженкинс.
Софи заключает сделку с Кальцифером, домашним демоном Хоула: если Софи разорвать договор Кальцифера с Хоулом, Кальцифер вернет Софи молодость. Однако выясняется, что условия договора не могут быть раскрыты посторонним ни Кальцифером, ни Хоулом. Софи пытается угадать, каковы эти условия, а Кальцифер подкидывает ей подсказки, которые Софи не понимает. Хоул узнает, что на Софи наложено заклятье и втайне от неё самой пытается его снять, обращаясь за к другим чародеям. Когда попытки оказываются безуспешными, он приходит к выводу, что девушка сама желает оставаться старухой.
Ученик Хоула, Майкл Фишер, ведет большую часть повседневных дел Хоула, а хозяина замка занимают лишь его собственные любовные похождения. Хоул и Майкл ухаживают за младшими сестрами Софи, Летти и Мартой, соответственно. Марту, младшую сестру, отправили изучать магию, а среднюю, Летти, определили в ученицы к пекарю. Но Марта, притворившись Летти, устроила так, чтобы сёстры поменялись местами, поскольку Фанни (мать Марты и мачеха Софи и Летти) не принимала во внимание их желаний, когда определяла будущую профессию.
Когда Принц Джастин, младший брат короля, пропал во время розысков Кудесника Сэлимана — Королевского Волшебника (известного также как Бенджамин Салливан из Уэльса), король приказал Хоулу найти Сэлимана и Джастина, а также убить Болотную Ведьму. Но у Хоула были причины избегать конфликта с ведьмой: та была отвергнутой любовью Хоула и наложила на изменника заклятье. Волшебник попытался увильнуть от миссии, направив Софи под видом своей матери просить об отмене задания, но безрезультатно. Вместо того, чтобы очернить его имя, Софи, от лица Хоула, пообещала для жизни принцессы уничтожить Болотную Ведьму. Так её слова сделали Хоула вторым Королевским Волшебником, чего он всеми силами старался избежать.
Хоул продолжал избегать встреч с Ведьмой Пустоши, пока та не заманила Софи в ловушку: поверив, что нынешняя любовь Хоула, Лили Ангориан, захвачена ведьмой, Софи отправилась её и в результате сама оказалась в плену. Хоул пришел ей на и расправился с Болотной Ведьмой, попутно узнав, что мисс Ангориан на самом деле была огненным демоном. Этот падший небесный огонек долгие годы служил ведьме, и когда стер её личность и подчинил своей воле её тело, попытался забрать сердце Хоула, чтобы выжить. Хоул пытаясь остановить демона, потерпел неудачу: псевдо мисс Ангориан захватила Кальцифера и попыталась достать из него сердце Хоула. Софи, используя свой талант наделять предметы душой, разорвала договор между Хоулом и Кальцифером, не причинив вреда никому из них. Она неосознанно удерживала на себе заклятье старости, однако беспокойство за Хоула ей избавиться от чар и вновь стать молодой девушкой. Очнувшись, Хоул уничтожил огненного демона ведьмы и тем самым снял заклятье с Кудесника Сэлимана и Принца Джастина, которых ведьма слила воедино, пытаясь создать идеального гомункула (голова Хоула должна была стать последней частью этого существа), который стал бы её марионеткой на троне Ингарии.
Софи и Хоул поняли, что любят друг друга (вслух этого не высказав), и Хоул предположил, что им придется теперь вместе влипать в истории, жить долго и счастливо и умереть в один день.
Ранние повести Астафьева «Стародуб», «Звездопад» и «Перевал» вызвали внимание критики: Эдварда Кузьмина в журнале «Новый мир» отмечала, что им свойственны «суровая, корявая шершавость звучания, неприглаженность, необструганность деталей и образов», «живое чувство слова, свежесть восприятия, зоркий глаз»[5].
Стиль повествования Астафьева передаёт взгляд на войну простого солдата или младшего офицера. В своих произведениях он создал литературный образ простого рабочего-воина — обезличенного ваньки-взводного, на котором держится вся армия и на которого в итоге «вешают всех собак» и списывают все грехи, которого обходят награды, зато в обилии достаются наказания. Этот наполовину автобиографичный, наполовину собирательный образ фронтовика-окопника, живущего одной жизнью со своими боевыми товарищами и привыкшего спокойно смотреть в глаза смерти, Астафьев во многом списал с самого себя и со своих фронтовых друзей, противопоставив его тыловикам-приживальщикам, которые в больших количествах обитали на протяжении всей войны в сравнительно безопасной прифронтовой зоне и к которым писатель до конца дней испытывал глубочайшее презрение.
По мнению маршала Дмитрия Язова (2013), признававшего «сильный литературный талант» Астафьева, он «очень черно писал о войне, надрывно, я бы сказал»[6].
Суровое, на грани подцензурного, изображение горьких и неприглядных сторон жизни свойственно и произведениям Астафьева из мирной жизни. Одним из первых он упомянул в печати (в «Краже», «Последнем поклоне») о «голодном 1933 годе», писал о подростковой жестокости, криминализованности советского общества как в довоенное время, так и при «развитом социализме», о наличии в нём обширного маргинального слоя, прозябавшего в темноте, насилии и саморазрушении, о неустоявшейся культуре и мелочности жизненных целей «городских», «выучившихся».
Большинство лирико-автобиографических рассказов (о сибирской деревне 1930-х годов), написанных Астафьевым для детей и подростков, вошло в сборник «Последний поклон».
Книги Астафьева за их живой литературный язык и реалистичное изображение военного и деревенского быта были популярны в СССР и за рубежом, в связи с чем они были переведены на многие языки мира и издавались многомиллионными тиражами.
2)Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан — Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».
В 1965 году показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири Владимиру Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика. Среди русских классиков своими учителями Распутин считал Достоевского и Бунина.
С 1966 года — профессиональный литератор, с 1967 года — член Союза писателей СССР.
Первая книга «Край возле самого неба» вышла в Иркутске в 1966 году. В 1967 году в Красноярске была издана книга «Человек с этого света». В том же году повесть «Деньги для Марии» была опубликована в иркутском альманахе «Ангара» (№ 4), а в 1968 году она вышла отдельной книгой в Москве в издательстве «Молодая гвардия»[15].
В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.
Затем последовали: рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).
В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне?», «Век живи — век люби».
Появление в 1985 году повести «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя.
В последние годы писатель много времени и сил отдавал общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 году вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке». На протяжении 1990-х годов Распутин опубликовал ряд рассказов из «Цикла рассказов о Сене Позднякове»: Сеня едет (1994), Поминный день (1996), Вечером (1997).
В 2006 году вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь…» (предыдущие издания 1991, 2000).
В 2010 году Союз писателей России выдвигал кандидатуру Распутина на присуждение Нобелевской премии по литературе.
В Иркутской области его произведения входят в региональную школьную программу по внеклассному чтению[16].
В 2013 году с Виктором Кожемяко опубликовал книгу «Эти двадцать убийственных лет».
Молодая девушка по имени Софи Хаттер — старшая из трёх сестер, живущих в городе Маркет-Чиппинг. Город находится в королевстве Ингария, в котором магия является обыденным делом. Софи искусно обращается с иглой и в каморке украшает шляпки, бессознательно наделяя их душой. Как старшая из сестёр, она смирилась с тем, что не найдёт своей судьбы и будет обречена вести скучную жизнь хозяйки шляпного магазина. Но злая Болотная Ведьма превращает её в старуху, ошибочно приняв за сестру, к которой в тот момент проявлял интерес Волшебник Хоул. Софи покидает свой магазин и уходит из дома куда глаза глядят. По дороге Софи бессознательно оживляет чучело, которое как выяснится позже заколдовала Болотная Ведьма. После долгой и изнурительной дороги Софи находит пристанище в замке Хоула, известного в её родном городе как поедатель сердец молодых красивых девушек.
Вскоре Софи узнаёт, что Хоул, эгоцентричный, высокомерный и бесчестный, в глубине души является добрым человеком (а также исключительно одарённым волшебником). Его ученик Майкл по Хоула распространяет слухи о кровожадности Хоула, чтобы избежать лишнего внимания, а также не выглядеть слишком благородным в глазах короля и тем самым избежать лишних обязанностей и ответственности. Входная дверь в замок на самом деле является порталом, открывающимся в четырёх разных местах: у ходячего замка в холмах возле Маркет-Чиппинг, в прибрежном городе Портхэвен, в столице королевства Кингсбери и в родном доме Хоула в Уэльсе, где его знают под именем Хоуэл Дженкинс.
Софи заключает сделку с Кальцифером, домашним демоном Хоула: если Софи разорвать договор Кальцифера с Хоулом, Кальцифер вернет Софи молодость. Однако выясняется, что условия договора не могут быть раскрыты посторонним ни Кальцифером, ни Хоулом. Софи пытается угадать, каковы эти условия, а Кальцифер подкидывает ей подсказки, которые Софи не понимает. Хоул узнает, что на Софи наложено заклятье и втайне от неё самой пытается его снять, обращаясь за к другим чародеям. Когда попытки оказываются безуспешными, он приходит к выводу, что девушка сама желает оставаться старухой.
Ученик Хоула, Майкл Фишер, ведет большую часть повседневных дел Хоула, а хозяина замка занимают лишь его собственные любовные похождения. Хоул и Майкл ухаживают за младшими сестрами Софи, Летти и Мартой, соответственно. Марту, младшую сестру, отправили изучать магию, а среднюю, Летти, определили в ученицы к пекарю. Но Марта, притворившись Летти, устроила так, чтобы сёстры поменялись местами, поскольку Фанни (мать Марты и мачеха Софи и Летти) не принимала во внимание их желаний, когда определяла будущую профессию.
Когда Принц Джастин, младший брат короля, пропал во время розысков Кудесника Сэлимана — Королевского Волшебника (известного также как Бенджамин Салливан из Уэльса), король приказал Хоулу найти Сэлимана и Джастина, а также убить Болотную Ведьму. Но у Хоула были причины избегать конфликта с ведьмой: та была отвергнутой любовью Хоула и наложила на изменника заклятье. Волшебник попытался увильнуть от миссии, направив Софи под видом своей матери просить об отмене задания, но безрезультатно. Вместо того, чтобы очернить его имя, Софи, от лица Хоула, пообещала для жизни принцессы уничтожить Болотную Ведьму. Так её слова сделали Хоула вторым Королевским Волшебником, чего он всеми силами старался избежать.
Хоул продолжал избегать встреч с Ведьмой Пустоши, пока та не заманила Софи в ловушку: поверив, что нынешняя любовь Хоула, Лили Ангориан, захвачена ведьмой, Софи отправилась её и в результате сама оказалась в плену. Хоул пришел ей на и расправился с Болотной Ведьмой, попутно узнав, что мисс Ангориан на самом деле была огненным демоном. Этот падший небесный огонек долгие годы служил ведьме, и когда стер её личность и подчинил своей воле её тело, попытался забрать сердце Хоула, чтобы выжить. Хоул пытаясь остановить демона, потерпел неудачу: псевдо мисс Ангориан захватила Кальцифера и попыталась достать из него сердце Хоула. Софи, используя свой талант наделять предметы душой, разорвала договор между Хоулом и Кальцифером, не причинив вреда никому из них. Она неосознанно удерживала на себе заклятье старости, однако беспокойство за Хоула ей избавиться от чар и вновь стать молодой девушкой. Очнувшись, Хоул уничтожил огненного демона ведьмы и тем самым снял заклятье с Кудесника Сэлимана и Принца Джастина, которых ведьма слила воедино, пытаясь создать идеального гомункула (голова Хоула должна была стать последней частью этого существа), который стал бы её марионеткой на троне Ингарии.
Софи и Хоул поняли, что любят друг друга (вслух этого не высказав), и Хоул предположил, что им придется теперь вместе влипать в истории, жить долго и счастливо и умереть в один день.