4. Практическая часть работы: исследование языка произведений Валентина Распутина.
Задание 1.
В данных ниже предложениях найдите такое, в котором есть метонимия:
1).Голод совсем не походил на голод в деревне.(«Уроки французского»).
2).Мы с железным конем все поля обойдем, соберем, и посеем, и впашем.(«Нежданно-негаданно»).
3).Она уходит, и быстро сгущаются сумерки, скрывают ее. («Наташа»).
Задание 2.
Как называются стилистические фигуры, представленные в предложениях?
1). По одну сторону устроился, конечно, Нестор, по другую – нарочный из Карды. («Живи и помни»).
2). Поляна превращается в вытянутое к Ангаре поле, густо усеянное все теми же цветами, которые, как расчесанные с пробором волосы, с одной стороны поля наклонены к Байкалу, с другой – к горе. («Наташа»).
3). В первый раз я спустил девяносто копеек, во второй – шестьдесят. («Уроки французского»).
Задание 3.
Укажите случай, в котором отсутствует парцелляция:
1). Ангара, взбученная мостовыми быками, бурлила, закручивалась в воронки, пенилась, звенела…, уходила быстро и рябисто. («Нежданно- негаданно»).
2). Я выбросил лимоны. И живу. На лимоны не гляжу. Похоронил, можно сказать. ( «Нежданно- негаданно»).
3). Ничего они до войны не понимали. Жили, не ценя. Не любя друг друга. («Живи и помни»).
Занятие 4.
Назовите вид тропа или стилистической фигуры:
1). До чего легко, свободно жить в дни счастливые и до чего горько, окаянно в дни несчастные. («Живи и помни»).
2). Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда назначали тебе судьбу? («Живи и помни»).
3). С испугу Настенка кинулась бежать во весь дух, но тут же опустила весла. («Живи и помни»).
4). Правдея Федоровна достала из сумки яблоки, тугие, краснобокие, с глянцевым отливом, и принялась угощать. («Нежданно- негаданно»).
5). Осень стояла теплая и сухая. («Уроки французского»).
6). Река урчала, заунывно пела. («Нежданно- негаданно»).
7). Постепенно у Настены разгладились морщины на лице, налилось тело, на щеках заиграл румянец, осмелели глаза. («Живи и помни»).
8). Вот и сейчас Лидия Михайловна спрашивала так, будто была в это время занята чем-то другим.(«Уроки французского»).
9). И без того робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка, в этой чистенькой, аккуратной квартире учительницы я в первое время буквально каменел. («Уроки французского»).
10). Лидия Михайловна вела себя как обыкновенная девчонка, а не учительница. («Уроки французского»).
Задание 5.
1).Сеня смотрел на крепкую недряблую ногу старушки с безобидным интересом. («Нежданно- негаданно»).
2). Я уже был не тот безответный и бе мальчишка, который боялся ступить здесь шагу. («Уроки французского»).
3).Так начались для меня мучительные и (не)ловкие дни. («Уроки французского»).
4). Кругом все кричал.., ви..жал.., пищал.. , совал... под нос какую-то раскраше..ую, безвкусную дрянь. («Нежданно- негаданно»).
5). Теперь поднялся Сеня, сходил в буфет, купил опять той (же) воды, ш..коладу и несколько булочек. («Нежданно-негаданно»).
6). Как и все, что (бы) не выделяться, я катал шайбу, боясь (не)нароком уг..дить в деньги. («Уроки французского»).
7). Девочка грызла пряник, как белочка, держа его об..ими руками. («Нежданно- негаданно»).
8). В сум..рках ее (Наташи) фигура показалась мне выше и легче, точно парила в воздухе. («Наташа»).
9). И почему я сразу (не)догадался, что это она и есть, та девушка из сна? («Наташа»).
10). Разве так можно?! («Живи и помни»).
11). Что это мать выдумала зак..лачивать продукты в ящик?! «Уроки французского»).
Марья Ивановна Гринева – одна из главных героинь романа. С ней связана, прежде всего, любовная линия произведения. Петр Гринев знакомится с Машей в Белгородской крепости, куда он был направлен на службу. Родители Маши – Иван Кузьмич и Василиса Егоровна – люди простые, добрые, они верны своему дому и друг другу.
Такой же была воспитана и Маша. Пушкин относится к ней с большой симпатией, потому облик ее поэтичен, грациозен и лиричен. Маша скромна и застенчива. Она стесняется, что за ней не дают приданого.
Маша и Петр Гринев полюбили друг друга. Чувство Маши к Петру сильно и глубоко. Но в своей любви она более рассудительна. Маша разумно отказала Петру после получения письма от его отца, который противился браку сына с капитанской дочкой. Героиня была воспитана в патриархальных условиях: в старину брак без согласия родителей считался грехом. Кроме того, она знала, что отец, человек крутого нрава, не простит сыну женитьбы против его воли. Маша не хотела причинить боль любимому человеку, мешать его счастью. Она бескорыстна в любви, самоотверженна и тверда в своих убеждениях. Особенно эта твердость проявилась в главе «Сирота» , когда даже грозящая смерть от рук Швабрина не изменила, а только усилила любовь Маши к Петру. «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят» , - такие слова бросает эта «тихая» девушка.
Маша – человек сильной воли. На ее долю выпали тяжкие испытания, и она их с честью выдержала. Но вот за полосой испытаний наступила полоса затишья. Маша живет у родителей Гринева, которые «приютили сироту» . Для них она – дочь героя. «Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить» , - пишет Гринев. Родителей Петра привлекли к Марье Ивановне ее выдержка, разумность, ровность в обращении, а главное – искренняя и сильная любовь к их сыну. Она-то и выдержать последнее испытание: Гринев был предан суду. Маша решилась на смелый поступок: поехала в Петербург, к царице с ходатайством о своем женихе. Невиновность Гринева стала ясна Екатерине из ее рассказа, из ее Гринев был оправдан. За все испытания Маша и Петр были вознаграждены тихой и счастливой семейной жизнью.
Название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в неуничтожимость добра, честности, благородства. Все эти качества воплощены в образе простой девушки – дочери капитана Миронова.
Одной из вершин художественного наследия Лермонтова является поэма Мцыри плод деятельной и напряженной творческой работы. Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем старшим монахом. В поэме Исповедь (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы Мцыри (1840 год) , повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом. Перед Мцыри была написана поэма Беглец. В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме Мцыри Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в Исповеди и поэме Беглец. В Мцыри поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в Исповеди (любовь героя-монаха к монахине) . Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтовдекабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но пламенную страсть сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими стены, трусливыми и жалкими стражи-монахи, сам он рабом и узником