Мы в ответе за тех, кого приручили. антуан де сент-экзюпери выросший в бедной семье, хорошо знавший, что такое нищета, леонид андреев, став писателем, посвятит свое творчество этой серьезной проблеме. но не только людям плохо, бедствуют в этом мире и животные. рассказ писателя «кусака» именно об этом. выросшая на улице, никогда не имевшая ни своего угла, ни клички, ни достаточно еды, собака живет в постоянном страхе: любой может ударить, швырнуть камнем, гнать с презрением. постепенно кусака приспосабливается к этим тяжелым испытаниям. собака становится недоверчивой и озлобленной. в людях она видит своих врагов, всегда готовых напасть. отдалившись от них, она оказывается в дачном поселке — пустынном и безопасном зимой. но холод не может длиться вечно, и с приходом тепла и лета появляются хозяева дачи. кусака по опыту знает, что люди — это зло, которого надо избегать, а при необходимости и отвечать на него, поэтому она в первый момент набрасывается на лелю. потом начинает происходить непривычное: люди, оказывается, умеют не только швырять камни, но и ласкать, заботиться о собаке и кормить ее. постепенно ломается барьер, воздвигнутый кусакой между нею и людьми. доброта ее новых хозяев делает собаку безоружной перед ними, «она знала, что, если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую » но, к сожалению, все хорошее быстро заканчивается. с приходом осенних холодов хозяева покинули дачу и непрошенную гостью кусаку. этот отъезд буквально сразил собаку. теперь ее одиночество гораздо страшнее, она узнала другую, счастливую судьбу, когда у нее были искренние друзья, дом, еда, — а теперь кусака опять должна вернуться к жестокой реальности: одиночеству, голоду, побоям.. все возвращается в ее жизни, только теперь она не готова к этим новым испытаниям. страшным воем кусака выражает свое горе. «собака выла ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. и цотому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная » рассказ леонида андреева потряс меня, явился настоящим откровением. да, животные , мучаются от своей брошенности и ненужности . я никогда не обижаю бездомных кошек и собак, но после этого рассказа мне хочется им, но как? их так много! я ужасаюсь бессердечию людей, способных выкинуть своего питомца. честнее не заводить себе животного совсем, если потом его выгонишь. люди должны об этом помнить. замечательный французский писатель антуан де сент-экзюпери писал, что «мы в ответе за тех, кого приручили» .
В рассказе показаны судьбы крепостных, не нашедших себя в этой жизни. Автор описывает двух своих ников, с которыми ходил охотиться на уток подо Льговом. Один из них — молодой человек, представившийся «охотником Владимиром». Это бывший дворовый с излишне красивой, напыщенной речью. Когда Владимир ищет для барина лодку, они встречают старичка Кузьму, более известного под прозвищем — Сучок. Разговорившись с Кузьмой, автор узнал, что тот сменил уже немало профессий: бывал и кучером, и поваром, и садовником, и доезжим на охоте, и сапожником, и «кофишенком» (кто это, осталось для автора загадкой), и даже «ахтером на кеятре». Теперь Сучок — рыболов, хоть в заболоченных прудах и рыба перевелась. Владимир относится к Кузьме с презрением и иронией, однако сам оказывается столь же непутевым и мало на что годным. Оба они только мешали охоте и под конец потопили лодку. Главным персонажем, раскрывающим эту мысль является Сучок, у которого в течение 60 лет жизни сменил несколько занятий повинуясь причуде очередного хозяина. И он считал в порядке вещей, что ему велят сбрить бороду, меняют имя, запрещают жениться. Он настолько вжился в роль ненужной вещи, что даже рискуя утонуть, ни разу не хватался за сюртук барина-рассказчика. Да и про другого крепостного, Ермолая, ушедшего, не умеючи плавать, разыскивать брод, он равнодушно говорит: "Ну, так утонет".
В рассказе показаны судьбы крепостных, не нашедших себя в этой жизни. Автор описывает двух своих ников, с которыми ходил охотиться на уток подо Льговом. Один из них — молодой человек, представившийся «охотником Владимиром». Это бывший дворовый с излишне красивой, напыщенной речью. Когда Владимир ищет для барина лодку, они встречают старичка Кузьму, более известного под прозвищем — Сучок. Разговорившись с Кузьмой, автор узнал, что тот сменил уже немало профессий: бывал и кучером, и поваром, и садовником, и доезжим на охоте, и сапожником, и «кофишенком» (кто это, осталось для автора загадкой), и даже «ахтером на кеятре». Теперь Сучок — рыболов, хоть в заболоченных прудах и рыба перевелась. Владимир относится к Кузьме с презрением и иронией, однако сам оказывается столь же непутевым и мало на что годным. Оба они только мешали охоте и под конец потопили лодку. Главным персонажем, раскрывающим эту мысль является Сучок, у которого в течение 60 лет жизни сменил несколько занятий повинуясь причуде очередного хозяина. И он считал в порядке вещей, что ему велят сбрить бороду, меняют имя, запрещают жениться. Он настолько вжился в роль ненужной вещи, что даже рискуя утонуть, ни разу не хватался за сюртук барина-рассказчика. Да и про другого крепостного, Ермолая, ушедшего, не умеючи плавать, разыскивать брод, он равнодушно говорит: "Ну, так утонет".