4. Проведите сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Дума» и «Как часто пёстрою толпою окружён...». Каким изображает
поэт своих современников? Как раскрываются темы гражданственно-
сти, социальной активности, духовных ценностей, одиночества лири-
ческого героя? Заполните в тетради таблицу.
«Как часто пёстрою
«Дума»
толпою окружён...»
Название
Стихотворения
Дата написания
Тема
Основная мысль
Изобразительные
средства
Художественное
время и
пространство
Чувства лирического
героя
Пользуясь составленной таблицей, подготовьте сообщение «Поколе-
ние и современники в изображении М. Ю. Лермонтова».
Я думаю, что Печорин, герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мог бы стать героем и нашего времени. Не случайно автор не указал, какую эпоху имеет в виду ‒ такие люди были и будут всегда.
Печорина нельзя назвать плохим или хорошим. В нем уживаются достоинства и недостатки, как и во всех людях. Это двойственный человек.
С одной стороны, он не лишен ума, сообразительности, смелости, решительности. Он не доволен привычным в обществе укладом жизни, рамками, которыми ограничивают жизнь людей, навязанными нормами и стереотипами.
Но с другой стороны, он человек бездейственный. Он ничего не делает для того, чтобы в мире все стало так, как он считает нужным. Он сам называет себя нравственным калекой. Печорин живет без смысла, без цели. Он мог бы потратить свой пыл на изменение жизни людей, сделать для мира что‒то хорошее, но он просто наблюдал за жизнью и проживал впустую свои дни.
Он напоминает мне многих моих знакомых, которые возмущены жизнью, только не действуют, а сидят дома, на диване.
Кроме этого, меня пугает равнодушие Печорина и некоторых моих современников. Равнодушное общество породило равнодушного человека, который ищет эмоций, играя чувствами других. Это непозволительно, это эгоистично. Такие люди, как Печорин, приносят многим другим одно горе и тревогу.
Нужно тратить свой потенциал для более важных и нужных дел. То, как жил Печорин, стало нормой для многих современных молодых людей. Дерзкие и смелые, они прожигают жизнь пустыми делами. У них огромный потенциал, который тратится впустую. Это очень досадно осознавать. К сожалению, в нашем мире наступил век Печориных, которые тянут страну назад…Лишь изредка попадаются антиподы такого героя. Они приносят миру счастье и прогресс. А хотелось бы, чтобы таких, как Печорин, было меньше.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/question/pechorin-i-nashe-vremya-sochinenie-85257
ОбъНаконец, мы подошли к анализу 4-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин». Драматизм нарастает. «Едва ли кто писал стихами на русском языке с такою легкостью, какую замечаем во всех стихотворениях Пушкина. У него неприметно работы; все непринужденно; рифма звучит и выкликает другую», — писал Воейков о поэме.
Онегин пришел к Татьяне в сад. Сцена встречи Онегина с Татьяной является ключевой в этой главе, несущей психологическую нагрузку. И чтобы подчеркнуть это, Пушкин не вставляет в эту главу никаких значимых действий.
Начитавшаяся романов, Татьяна ждет, что после ее признания ее будут ожидать тайные встречи с любимым героем, любовные приключения и переживания. Но Евгений повел себя не как герой ее любимых романов, а как обычный человек. Пока он шел в сад, он вспомнил свое пребывание в Петербурге, свои любовные похождения, накопленный горький опыт.
Прежде чем осуждать нашего героя, поставьте себя на его место. Татьяну он едва успел заметить за мелькающей прислугой, самоваром, чашками чая. Вспомните, когда друзья возвращались домой, Онегин первой отметил матушку.
А кстати, Ларина проста,
Но очень милая старушка;
Грустившая молчаливая девочка, вряд ли могла обратить на себя внимание. И уж тем более успеть влюбиться человек, познавший женщин, за пару часов не мог. Татьяна со своим признанием явно поторопилась.
Еще раз я предлагаю поставить себя на место нашего героя. Он получает письмо. Пусть даже трогательное и искреннее, от девочки, которую едва знает. Как он должен был поступить? Любой порядочный человек, неважно, дворянин, или мещанского сословия, на его месте поступил бы точно также. Даже в наши дни, 200 лет спустя. Здесь 2 варианта развития событий. Подонок воспользовался бы наивностью и неопытностью девочки, поматросил бы и бросил. Да еще ославил бы на всю округу. Впрочем, в российском обществе ХIX нравы были куда как строгими, и ему пришлось бы держать ответ перед дворянским собранием. Жениться он не был готов. Поэтому он поступил так, как и должен был поступить.
Он предлагает девушке любовь брата и дружеские отношения. Автор тоже говорит, что Онегин мог воспользоваться любовью неопытной Татьяны, но благородство и чувство чести взяли вверх. Онегин предлагает Татьяне выслушать исповедь, но его монолог больше похож на отповедь. Он признается Татьяне, что не стремится связать себя узами брака, показывает, какое будущее ждет Татьяну, если он женится на ней.
Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего.
И в заключение своего монолога Онегин дает Татьяне совет: «учитесь властвовать собою». Эта фраза за неполные 200 лет успела стать крылатой.
Татьяна ничего не ответила Евгению.